Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Содержание статьи

Почему АКБ разряжается без видимых причин

Начнем с того, что причин, по которым возникает утечка тока, достаточно много. На деле, проявляется  данная проблема в виде банального разряда аккумулятора. Фактически, после небольшого простоя автомобиля водитель обнаруживает, что АКБ разряжена.

В одних случаях стартер будет крутить двигатель, но слабо. В других можно столкнуться с тем, что стартер щелкает, но двигатель не крутит. Бывает и так, что аккумулятор разряжается полностью, то есть  отключается сигнализация, а машину даже не удается открыть при помощи центрального замка.

Вполне очевидно, что эксплуатация в данном случае сильно осложняется, так как можно попросту не завести двигатель или не открыть машину. Особенно это актуально в зимний период, когда АКБ и так находится в тяжелых условиях по причине низких температур.

Как многие ошибочно полагают, все дело в аккумуляторе и его заряде. Однако часто бывает так, что АКБ полностью заряжена и 100% работоспособна, генератор нормально заряжает батарею, однако все равно имеет место быстрый и глубокий разряд.

Естественно, проблему нужно решать, так как частые разряды аккумулятора могут стать причиной заметного уменьшения ресурса или полного выхода АКБ из строя.  Так или иначе, потребуется проверка бортовой системы автомобиля.

Норма расхода тока в акб автомобиля

Часть автоприборов постоянно работает на электротоке. Перечислим их:

  • часы;
  • память электронного блока управления;
  • штатная противоугонная система;
  • сигнализация.

Данные устройства непрерывно потребляют электричество. Память ЭБУ, после того как она перезагружается, начинает функционировать и запоминать актуальные установочные функции. Сигнализация начинает работать, как только вы оставляете авто на парковке. Перечисленные автоприборы зависят от электротока, поэтому они непрерывно потребляют малое количество электроэнергии.

Поскольку электроток используется множеством автоприборов, была установлена норма утечки тока. Данный показатель — неизменный, определить его можно, сложив объем электричества, который используется каждым прибором. Например, когда в машине непрерывно потребляют ток часы, сигнальная система, мультимедиа, то общий объем потребляемого тока будет 24 мА (1 мА   20 мА   3 мА). Однако если сложить объем потребляемого электротока всеми приборами, которые непрерывно функционируют, получим значение от 50 до 80 мА.

А еще интересно:  Двигатель Нива ВАЗ 21213: характеристики, неисправности и тюнинг

Для справки, включенная фара расходует 500 мА, поэтому небольшая утечка электротока в машине, равная 50 мА не приведет к тому, что аккумулятор сядет.

Можно ли провести проверку утечки тока в автомобиле и узнать норму? Для этого его придется продиагностировать, замерив потребление тока. Если выяснится, что объем потребляемого тока превышает стандартные показатели, придется найти и ликвидировать неисправность функционирования электрики.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом. 

Нормальное значение тока бортовой сети

Как упоминалось выше, некоторые приборы автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Конечно при этом расходуется определенное количество энергии, однако эти цифры ничтожно малы по сравнению с емкостью АКБ. Обычно они не превышают 20-80 мА – для разряда штатного аккумулятора легковой машины такой ток формируется от одного до четырех месяцев. Немного выше могут быть значения токопотери у новых иномарок с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, однако даже они редко превышают 100 мА.

Важно помнить о том, что у любой батареи есть естественный саморазряд, который протекает интенсивно и зависит, как от возраста так и степени износа деталей. Нужно своевременно проверить утечку аккумулятора мультиметром и позаботиться об обслуживании или замене АКБ в машине на новое. Раз в сезон это делать достаточно.

Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:

Первое, с чего нужно начинать поиск утечек – анализ комплектации и технического состояния электрооборудования, после этого её можно замерить. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле возникают, когда закислен аккумулятор, произошла сульфатизация его пластин. Когда за ночь он сильно разряжается, а утром с трудом заводится, энергию могут забирать паразитные токи, которые образовались на автомобиле.

Нужно измерить ток в машине. Если все элементы электрооборудования  правильно подключены и технически исправны, но есть перебои в работе стартера автомобиля,  не исправно работают свечи зажигания, не поступает ток, значит на каких-то участках есть его утечки. Убедившись, что электроника в автомобиле исправна, осмотрите все заизолированные соединения в подкапотном пространстве, проверить правильность подключения оборудования, особенно внештатного – мультиметром (смотрите видео).

Нарушения изоляции на автомобиле устраняют, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где удалось локализовать утечку и насколько велика.

Проверка утечки тока в авто амперметром

Если машина работает нормально, то бортовая сеть будет потреблять не более 70 мА. Но данный показатель достигается не мгновенно. В самом начале (когда цепь, состоящая из амперметра и бортовой сети, будет соединена) потребление электротока составит 120–130 мА. Однако если показания мультиметра больше, значит, есть неисправность.

Отключаем от минусовой клеммы АКБ провод, подсоединяем мультиметр. Не забывайте, что машину следует заглушить. Мультиметр в этот момент определит объем электротока, который автомобиль потребляет, находясь в выключенном состоянии.

При проверке утечки тока в автомобиле мультиметром предохранитель вынимаем и, используя контрольную лампу, определяем, подходит ли к предохранителю ток, когда машина не заведена.

Когда авто не оснащено сигнализационной системой, проигрывателями и тому подобным, то объем потребляемой электроэнергии будет не более 70–80 мА.

Проверка с помощью амперметра

Для проведения контрольных замеров лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения силы тока. Цена простейшей бытовой модели сопоставима со стоимостью подобной услуги на станции техобслуживания, поэтому проще купить приборчик – он пригодится для дальнейшего обслуживания машины и в домашнем хозяйстве.

Чтобы проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:

  1. Откройте крышку капота.
  2. Полностью воссоздайте условия, при которых оставляете транспортное средство на стоянке – отключите зажигание и все электроприборы, извлеките ключ и закройте центральный замок. Противоугонную сигнализацию не активируйте – сделаете это после подсоединения мультиметра.
  3. Открутите болт «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимите контакт. Установите на мультиметре режим измерения силы постоянного тока, максимальное значение – 20 ампер.
  4. «Минусовый» зажим амперметра подсоедините к снятому контакту, положительный – к клемме аккумулятора.
  5. Активируйте охранную сигнализацию и обождите 1–2 минуты, затем снимайте показания прибора.

Примечание. В различных моделях мультиметров максимальная измеряемая величина силы тока может составлять 10–50 А. Выберите режим, на котором прибор покажет целые, десятые и сотые доли ампера.

Если проверка утечки тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), неполадку следует искать в другом направлении – батарея разряжается вследствие износа либо неисправности регулятора напряжения зарядки. В противном случае переходите к поиску потребителя энергии, руководствуясь представленной ниже инструкцией.

Чтобы не снимать клемму с батареи и таким способом не обнулять память контроллера, магнитолы и прочих устройств, воспользуйтесь другим методом подключения амперметра:

  1. Тонким надфилем зачистите клемму аккумулятора под контактом от окисла.
  2. Отыщите неизолированный медный провод, просуньте под контакт, сделайте петлю и плотно затяните вокруг «плюсовой» клеммы.
  3. К медному проводнику подключите положительный зажим мультиметра, к съемному контакту – отрицательный.
  4. Открутите болт, отсоедините контакт от клеммы и выполняйте замеры. Электрическая цепь не разорвется – амперметр пропустит напряжение через себя и память контроллера не очистится.

Ток утечки в автомобиле: что нужно знать

Ток утечки в автомобиле

Если рассматривать ток утечки, нужно учитывать, что данное явление в большей или меньшей степени присутствует на многих авто. Это зависит как от конструктивных особенностей, так и от особенностей установки различного дополнительного оборудования.

Например, на многих моделях ВАЗ токи утечки большие изначально. Дело в том, что система питания на некоторых моделях отечественных автомобилей не до конца продумана, большое количество потребителей не отключаются после того, как водитель вынимает ключ из замка зажигания.

В результате потребители расходуют заряд, даже когда машина стоит закрытой. Конечно, в новых моделях (например, Лада Веста), такую проблему устранили, однако наличие дополнительных устройств и нештатного оборудования все равно может приводить к тому, что подобные решения «высаживают» аккумулятор. Основная причина — если установить те или иные устройства неправильно, высоки риски расхода заряда АКБ даже после отключения устройства. Давайте разбираться.  

  • Прежде всего, причины утечки тока могут быть связаны как со штатным, так и нештатным оборудованием. Другими словами, выйти из строя или работать со сбоями может: генератор, стартер, аудиосистема, штатная сигнализация и т.д. Часто проблемы возникают и с проводкой.

Как правило, проблемы со стартером (например, стартер с подклинивающим подшипником) выражаются не только в том, что стартер плохо крутит. В подобной ситуации данное устройство будет сильно разряжать АКБ при каждом запуске двигателя.

Если поездки короткие, то от генератора восстановить заряд попросту не удастся. Само собой, через несколько запусков двигателя с неисправным стартером аккумулятор будет разряжен.

Однако на практике такие проблемы чаще возникают на старых авто или машинах с большим пробегом, агрегаты и узлы которых достаточно сильно изношены.

  • Что касается более «свежих» или полностью исправных авто, в этом случае обычно имеют место утечки тока по причине установки стороннего оборудования. Например, АКБ может сильно разряжать сигнализация или охранный комплекс, ЦЗ, магнитолы, усилители, сабвуферы, видеорегистраторы, GPS навигаторы, различные подогревы, подключенные зарядные устройства для всевозможных девайсов и т.п.

При этом важно понимать, что игнорировать проблему нельзя. Глубокий разряд АКБ выведет из строя даже новую батарею! Дело в том, что чаще всего используются кислотные аккумуляторы с электролитом из серной кислоты и дистиллированной воды. Так вот, серная кислота во время разряда в виде солей оседает на пластинах, соли превращаются в кристаллы и не растворяются.

Результат — падение емкости аккумулятора в несколько раз, понижение пускового тока и потеря работоспособности. Получается, нельзя допускать глубокого разряда АКБ, чего невозможно добиться при утечке тока.

Какая утечка тока является нормой

В автомобиле есть большое количество различных потребителей электроэнергии (сама проводка, реле, различные контроллеры и т.д.). Также «минус» АКБ прикручен к кузову (масса). Сам кузов имеет статическую энергию, что также приводит к утечке.

Так или иначе, но утечка тока будет даже на полностью исправно авто. Главное, чтобы она укладывалась в допустимые значения. Обратите внимание, показатели для разных машин будут отличаться (в зависимости от  размеров автомобиля, его оснащения и т.д.) Нормой можно считать малую утечку тока от 15 до 75 или даже 80 мА. Обычно, в среднем, утечка составляет около 40 миллиампер.

Если же ток утечки в несколько сотен миллиампер или даже в амперах, тогда необходимо проводить диагностику, так как в данном случае такой ток утечки явно говорит о проблемах.

Как проверить утечку тока своими руками и устранить проблему

Большой ток утечки в автомобиле что делать
Итак, если новый аккумулятор разрядился очень сильно, тогда высока вероятность сильной утечки тока. Теперь рассмотрим, как проверить ток утечки.

Для диагностики нужен тестер-мультиметр. Также потребуется иметь ключ (на 8 или на 10) для откручивания клеммы АКБ. Проверка утечки тока мультиметром выполняется следующим образом:

  • сначала следует открутить минусовую клемму аккумулятора;
  • далее клемму нужно снять, перевести тестер в режиме измерения тока (замерить амперы);
  • теперь контакты мультиметра ставятся в разрыв между клеммой и контактом аккумулятора;

На приборе можно увидеть показания, которые позволят определить утечку. Если они укладываются в норму (до 80 миллиампер), тогда нет причин для беспокойства. Если же утечка сильная, нужно проверять бортовую сеть и оборудование.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить диодный мост генератора мультиметром. Из этой статьи вы узнаете об основных неисправностях диодного моста, а также как проверить диодный мост генератора тестером.

В рамках диагностики нужно знать, как найти утечку тока в автомобиле.  Зачастую, утечка может быть вызвана магнитолой или сигнализацией. Также «тянуть» ток могут и другие устройства.

Для определения нужно двигаться методом исключения, отключая поочередно устройства (отсоединяя их от цепи). Параллельно после отключения каждый раз замеряется ток утечки. Как только значение нормализуется, источник найден.

Однако бывает и так, что все устройства отключены, однако утечка тока все равно высокая. В этом случае может выйти из строя генератор, стартер, реле и т.д. Также бывает сложно самому отключить от цепи сигнализацию для точной проверки.   

В этом случае лучше сразу посетить автоэлектрика. В противном случае есть риски вывести из строя АКБ, что потребует дополнительных расходов на замену аккумулятора.

Где искать проблемы с проводкой

В принципе, штатная проводка была спроектирована и проложена специалистами. Если не было особых аварий с автомобилем, то повреждение её маловероятно. Другое дело с «левыми» проводами. Мы (или кустарные умники) могли проложить провода где угодно. Эти провода могут греться, перетираться. Они могут не  иметь надлежащей защиты (толщина и тип изоляции). Как найти утечку тока в таких проводах? Только методом исключения, больше никак. Поочерёдно отключаем «левые» провода и смотрим на амперметр. В более тяжёлом случае могут подвести и штатные провода. Действуем так же: отключаем и смотрим на амперметр.

Проверка некоторых элементов сети

Если извлечение предохранителей не помогло определить, что стало виной утечки тока, то возможно, что потеря происходит в элементах, которые не подключаются через предохранители.

К таким элементам относится:

  1. Стартер;
  2. Генератор;
  3. Элементы системы зажигания.

Чтобы выявить, какой из них поврежден и из-за этого потребляется ток АКБ, нужно тщательно осмотреть проводку, идущую к данным элементам, а затем поочередно отсоединять провода от них, пока такое действие не даст результат – потребление тока снизится до необходимых пределов.

При помощи того же мультиметра можно сразу проверить один из ключевых элементов бортовой сети – генератор.

Если он неисправен, то не только будет недозаряжать АКБ, но еще и расходовать ток во время стоянки.

Но при проверке генератора потребуется использование мультиметра в режиме вольтметра с диапазоном измерения до 20 В.

Для проверки нужно щупы мультиметра закрепить на клеммниках проводов, подходящих к аккумулятору.

При подключении на дисплей выведется значения заряда батареи.

После этого нужно запустить силовую установку, выставить средние обороты и включить ближний свет фар.

Далее следует проверить показания вольтметра. Если генератор – рабочий, то при созданных условиях мультиметр должен показывать 13,5-14,5 В.

Если данное значение ниже – потребуется более тщательная проверка генератора.

Следует также произвести проверку потребления тока сигнализацией.

Для этого нужно авто поставить на сигнализацию, после чего сразу проверить потребление тока, и запомнить значение.

После еще раз произвести замер, но не раньше, чем через 5 минут. Именно столько нужно, чтобы сигнализация стала в режим ожидания.

В таком режиме она потребляет меньше энергии, поэтому при замере после 5-минутного ожидания расход тока должен снизиться.

Если утечка тока не снизилась, следует проверить правильность подключения сигнализации.

Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор

Всё, что нужно иметь под рукой: исправный измерительный прибор и гаечный ключ. Тестер должен проверять токи, величина которых минимум 3-5А. Большая часть современных цифровых мультиметров измеряет постоянные токи до 10А, аналоговые до 3А.

Пользоваться мультиметром легко, но советуем прочитать инструкцию по применению к вашей модели, потому что обозначения и другие моменты могут отличаться.

Измеряем общий ток

Зажигание должно быть отключено. Перед поиском утечки сделайте всё так, как если бы ставили машину на стоянку:

  1. Выключите потребители: кондиционер, лампочки и т.п.
  2. Отключите зажигание.
  3. Активируйте систему охраны при её наличии.
  4. Хорошо закройте все двери, но оставьте открытым АКБ. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.

Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле

  1. Настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. Например, если на вашем тестере есть 10А, скорее всего, это будет максимум, его и выбирайте.
  2. Отсоединить от аккумуляторной батареи клемму со знаком “-”.
  3. Подключить плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
  4. Минусовой щуп (черный) присоединить к минусовой клемме аккумулятора. Получится, как на фото:

Если вы увидели цифру со знаком минус, значит, у вас неправильная полярность, но само значение реальное. Можете просто поменять провода местами.

После подключения смотрим на экран и наблюдаем за цифрами.

Не подключайте тестеры к “-” и “+” на аккумуляторе, иначе получится короткое замыкание. Для машины ничего страшного, а вот мультиметр перестанет работать из-за сгоревшего предохранителя.

Чтобы не держать наконечники тестера своими руками, используйте фиксаторы “крокодил”.

Помните, что, после подключения измерительного прибора включать бортовое оборудование не стоит: ток, который потребляется им, может быть выше максимального диапазона измерения мультиметра, из-за такой нагрузки он сгорит.

Можно проверять и снимать плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Для измерений разницы нет. Но, если осуществлять проверку через положительную клемму и в ходе измерений она соскочит и коснётся корпуса, будет очень нехорошо!

Предположим, на дисплее мультиметра мы увидели цифру 0,44А. Переводим в миллиамперы и получаем 440 мА. Это значение сильно превышает норму, что плохо для АКБ, которая быстро разрядится в случае простоя машины.

Но замер тока утечки мультиметром ещё не завершён. Ничего не снимая, не переключая, нужно подождать минут 5-10. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания. Если прошло около десяти минут, но утечка тока осталась прежней, проблема точно есть, необходимо искать причину.

Полезное видео о том, как измерить мультиметром ток утечки в автомобиле:

Поэтапно отключаем потребители

Теперь настало время узнать, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром, чтобы найти опасный потребитель или убедиться, что точно всё в порядке?

Процесс по сути тот же. Режим и диапазон измерений на мультиметре прежние, ничего менять не нужно! Подключение осуществляется таким же способом, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показание тестера: вынимаете с блока питания все плавкие вставки, если при снятии какого-то предохранителя цифра на дисплее мультиметра опустилась до нормы, значит, вы обнаружили утечку. Теперь остаётся устранить её, для этого внимательно проверьте каждый участок цепи: проводки, клеммы и т.п.

Если вы сняли все предохранители, а значения тестера не поменялось, придётся проверять всю систему проводки: изоляцию, контакты и т.п. Протестируйте генератор и дополнительные потребители: охранные, музыкальные системы и т.п. Часто именно они вызывают утечку.

Главное, не забывайте, что мерить нужно при заглушенном движке!

Важное видео о том, как проверить ток в автомобиле мультиметром и не только:

Рекомендуем начать искать утечку с нештатных приборов. Объясняется это тем, что для него часто нет штатных мест в машине, в результате чего самоделкины прикручивают приборы в подходящие по их мнению места. И это имеет право на существование, ведь хозяин-барин. Но порой некоторые действия вызывают проблемы, в частности, утечку тока.

Устранение

Начинать поиск утечки напряжения необходимо с тех приборов, которые были подключены в цепь сравнительно недавно. Например, если был подключена сигнализация или стереосистема, их нужно отключить полностью, разъединив провода питания. После разъединения нужно снова произвести замер мультиметром. Если проблема не выявлена, нужно продолжить поиск.

Генератор и стартер

Это основные источники потребления напряжения. Именно эти устройства могут потреблять ток при отключенном замке зажигания.

  1. Для проверки стартера необходимо завести двигатель или просто прокрутить механизм, сделать замер.
  2. Если проблема не решена, полностью отсоединить электрическое питание от механизма.

Отключить стартер от электроцепи

У стартеров часто заедает или заполняется медной стружкой втягивающее реле. Касание одного контакта может значительно повысить утечку, так как потребление требуется для всей обмотки устройства. На старых моделях «Жигулей», это особенно актуально, так как «+» провод от аккумулятора напрямую подключен к стартеру.

Отключить генератор от электроцепи

Генератор также имеет обмотку из провода. Поэтому является большим потребителем энергии. Для проверки необходимо отключить все провода, которые не подключены на корпус прибора. Далее провести проверку на утечку.

Датчики

Различного типа датчики проверяются мультиметром на короткое замыкание с корпусом. Перед подобным тестом необходимо по очереди разъединить все контактные клеммы датчиков и снова провести замер утечки. Если проблема пропала, значит на корпус «коротил» один из отсоединенных элементов. Для этого испытания, мультиметр необходимо перевести в режим прозвонки со звуковым оповещением. Измерить КЗ очень просто:

  1. Красный контрольный щуп соединяется поочередно с каждым контактом в разъеме.
  2. При этом черный щуп постоянно соединен с «массой» автомобиля.

Проверка КЗ корпус

На работоспособность датчиков укажет отсутствие звукового сигнала тестера. Если один из элементов не прошел проверку, его можно считать неисправным и заменить.

Определить утечку тока в старых или «аварийных» машинах можно по местам обрывов проводки. Эти места должны быть хорошо заизолированы. Отсутствие изоляции приведет к замыканию на корпус. Также стоит проверить общую изоляцию проводки. Найденные трещины, оплывы, нагар должны быть устранены. Подобные повреждения приводят к утечке напряжения в сырую погоду. Определить их очень тяжело, если двигатель был ранее прогрет.

Проверка сети на наличие утечки

Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.

Что касается автомобиля, то перед проверкой бортовой сети, на нем глушится двигатель, и отключаются все потребители энергии.

То есть обязательно нужно отключить магнитолу, кондиционер, проверить, не включены ли какие-либо лампы.

В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.

Важно перед замерами еще раз проверить, не осталось ли включенных потребителей энергии.

Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует послабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.

Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.

Одним щупом мультиметра или амперметра следует коснуться «минусовой» клеммы АКБ, а вторым – снятого клеммника.

Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.

Нормальное потребление тока из АКБ находится в диапазоне 15-70 мА, в некоторых авто допускается ток утечки на уровне 70 — 80 мА.

Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.

А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.

Если при проверке замеры утечки тока оказались в норме, то следует тогда уже обращать внимание на состояние АКБ.

А вот если прибор показал увеличенный расход, то следует продолжать проверку.

Дальнейшие замеры производятся достаточно просто, но потребуется доступ к блоку предохранителей.

Из предохранительного блока следует поочередно вытаскивать предохранители, причем после каждого проводить замер утечки.

Если после извлечения очередного предохранителя, утечка снизилась до нормального показания, значит, повышенное потребление тока происходит именно по той ветке, за которую отвечал извлеченный предохранитель.

Остается только при помощи схемы электрооборудования определить, какие приборы запитывались под данной «ветки», после чего уже тщательно осмотреть проводку, а также проверить работоспособность электроприборов.

Мультиметр

Мультиметр
На исправном автомобиле ток, потребляемый бортовой сетью, не превышает 70 мА. Обратите внимание, что этой величины он достигает не сразу.На исправном автомобиле ток, потребляемый бортовой сетью, не превышает 70 мА. Обратите внимание, что этой величины он достигает не сразу.

Машина чистая, сигналка и музыка в порядке, а батарея все-таки разряжается каждую ночь? Значит, пора хватать амперметр. Амперметр в чистом виде — это сегодня уже редкость, но переключить мультиметр в режим измерения тока несложно.

Схема протекания тока


Схема протекания тока при остановленном моторе.

При остановленном двигателе все электрооборудование автомобиля запитывается от аккумулятора. Часть устройств работает независимо от положения ключа зажигания. Обычно это:

  • противоугонное устройство;
  • часть светосигнального и звукового оборудования.

Протекание тока через них указано зеленой линией. Остальные получают питание только при включении зажигания – путь тока обозначен синей линией.

Знание конкретной схемы будет полезно при поиске нештатного потребителя – все нагрузки можно разделить одним поворотом ключа.

У некоторых моделей автомобилей имеется дополнительное положение ключа зажигания – АСС для включения аксессуаров. Часть потребителей питается от линии этого выключателя. Это также можно использовать, чтобы обнаружить нештатную утечку тока в автомобиле


Схема протекания тока при питании от генератора.

Если двигатель запущен, то питание осуществляется от генератора. Ключ зажигания при этом замкнут, и появляется еще один потребитель – аккумулятор.

Принцип подключения потребителей к бортовой сети авто

Электрическая схема подключения фар

Протекание электрического тока по проводнику возможно лишь в том случае, когда тем или иным образом замкнута электрическая цепь.

Протекание электрического тока по проводнику возможно лишь в том случае, когда тем или иным образом замкнута электрическая цепь. То есть, в случае «штатного» расходования электроэнергии цепь: клемма АКБ «плюс» – потребитель – клемма «минус» должна не иметь разрывов. Конечно, это максимально упрощенная схема цепи. В автомобиле большинство потребителей подключается по более сложной схеме, в связи с чем неподготовленному человеку трудно разобраться в ней. Для того, чтобы не вести поиск неисправности вслепую, возьмём для наглядности схему, представленную на рисунке выше. Как видите, лампы и клемма 85 реле имеют общий «минус» – на авто он соединён зачастую с кузовом – «массой». Положительный же провод «разрывается» выключателем. При замыкании контактов выключателя ток проходит через катушку реле, подключенную к контактам 86 и 85. Катушка, благодаря электромагнитному полю, замыкает контакты 87 и 30 и ток проходит через лампы.  

Перед проверкой утечки тока мультиметр ставят в режим амперметра

Мысленно разделите множество объединённых цепей на небольшие схемы и ведите поиск места утечки тока целенаправленно, ничего не пропуская.

Практически все электроприборы автомобиля работают по схожей схеме – только, как правило, их цепи размыкаются ещё одним выключателем – замком зажигания, а в положительный провод «врезается» плавкий предохранитель. Реле и предохранители для удобства объединены в монтажный блок (или даже два). Всё это говорится здесь для того, чтобы вы не растерялись при виде массы жгутов проводки и для того, чтобы, мысленно разделив множество объединённых цепей на небольшие схемы, вели поиск места утечки тока целенаправленно, ничего не пропуская. Естественно, что некоторые приборы объединены в общие сети, но, тем, не менее несложно представить их множество как один потребитель – но несколько «расширенный» в пространстве. Причинами же утечки тока в автомобиле могут стать нежелательные «подключения» различных цепей либо друг к другу, либо к «массе» автомобиля из-за повреждённой изоляции проводов или из-за грязи, образующей «мостики» для тока.

Симптомы неисправности

Определить утечку тока в автомобиле можно главным образом по заряду аккумулятора. С подобной неисправностью, батарея быстро разряжается и после простоя ночью, стартер очень медленно, слабо прокручивает двигатель. Это особенно заметно в зимние периоды, так как АКБ теряет часть заряда при охлаждении, а дополнительно от утечки напряжения.

Еще одним симптомом может стать еле заметная подсветка приборной панели, кнопок стереосистемы, неплотно закрытые двери, соединение сигнализации в цепь с другим устройством, которое ранее было отключено при размыкании замка зажигания.

При возникновении неисправности и появлении симптомов, необходимо своевременно проверить электрическую цепь на утечку тока.

Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки

Итак, попробуем измерить ток утечки на своём автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять постоянные токи до 2–3 А. Вполне подойдёт самая распространённая и недорогая китайская модель стоимостью 300 рублей.

Как найти утечку тока в автомобиле или почему разряжается аккумулятор?

Измерять, естественно, будем при выключенном зажигании, ключ из замка вынут. Снимаем один из наконечников с клеммы на аккумуляторе. В интернете идёт нескончаемый бой диванных специалистов: одни утверждают, что необходимо снимать наконечник исключительно с отрицательной клеммы, другие — только с положительной. Иначе «Всё пропало, шеф, клиент уезжает, гипс снимают». На самом деле любой, кто хоть немного знаком с электротехникой, скажет, что нет абсолютно никакой разницы. С какой клеммы удобнее сдернуть наконечник, с той и сдёргиваем.

Устанавливаем мультиметр в режим измерения постоянного тока на максимальный предел. В нашем случае (фото выше) это 10 А, но всё зависит от типа прибора. Главное, чтобы он не был ниже 1–2 А. В противном случае велика вероятность повреждения мультиметра. Подключаем один щуп измерительного прибора к клемме аккумулятора, другой — к снятому наконечнику.

измерение тока утечки

В момент подключения ток увеличивается — бортовой компьютер инициализируется, подключает то или иное оборудование. Через 10–20 секунд всё встанет на свои места, машина «заснёт» и можно определить ток утечки по показанию амперметра.

Важно! В некоторых марках автомобилей в момент подключения АКБ ток на короткое время может превысить предел измерения мультиметра. Поэтому стоит снять наконечник, установить временную перемычку между наконечником и клеммой, подключить прибор и снять перемычку. Это спасёт прибор от перегрузки.

Ток покоя слишком велик? Попробуем отыскать проблему. Открываем щиток предохранителей. Не отключая амперметра, по одному выдёргиваем предохранители и контролируем изменение тока. Линия потери тока найдена? Сначала на аварийной линии проверяем концевики и патроны ламп.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Реальный случай: концевик лампочки освещения багажника вышел из строя. В результате лампа горела и при закрытой крышке багажника. Визуально не видно (багажник закрыт), а расход энергии круглосуточный. Осматриваем и проверяем потребителей, обслуживаемых данным предохранителем, устраняем.

Дальше смотрим на нештатное оборудование. Оно может быть подключено как угодно, вплоть до напрямую. Отключаем физически все левые навигаторы, регистраторы, плееры, питатели внешних гаджетов. Если ток утечки всё равно слишком большой, то стоит взяться за проводку.

Допустимые нормы

Утечку мы замерили, но какой ток утечки в автомобиле можно считать нормальным? Ведь, как мы выяснили, он всё равно присутствует. Энергию круглосуточно потребляет множество узлов современного автомобиля. Каким он должен быть? В зависимости от марки и модификации автомобиля допустимый ток утечки может сильно колебаться, но он не дожжен превышать 80 мА. Если ток, каким бы он ни был, не превышает эту величину, то можно с уверенностью сказать, что ток утечки нормальный, автомобиль исправен.

Замер аккумулятора

Кроме двух перечисленных причин (слабый заряд и чрезмерное потребление) бывает и третья – потеря емкости аккумулятором (объема бассейна недостаточно для обеспечения водой всех потребителей). Этот процесс естественен и необратим, его можно замедлить правильной эксплуатацией аккумулятора и ускорить неграмотной, но рано или поздно всем батареям приходит конец.

Проверить состояние АКБ можно во время зарядки от внешнего ЗУ. Полностью разряженная, но исправная батарея емкостью от 55 А*ч будет запасать энергию от зарядника в режиме стабилизированного напряжения как минимум несколько часов. Если весь процесс стал занимать гораздо меньшее время (иногда хватает и часа), это означает потерю аккумулятором емкости. Его пора менять.


Зарядка АКБ от сетевого зарядного устройства.

Можно произвести точный замер фактической емкости АКБ методом контрольного разряда. Для этого надо полностью зарядить батарею и собрать несложную схему из аккумулятора, измерительных приборов и нагрузки, в качестве которой удобно применять автомобильные лампы на 12 вольт. Можно включить одну лампу, можно несколько параллельно. Чем больше общая мощность ламп, тем быстрее разрядится батарея.

Чтобы разрядить аккумулятор с фактической остаточной емкостью, например, 24 А*ч (около половины), понадобится ток в 1 А и лампа мощностью около 12 ватт. Исходя из этого и желательной скорости разряда, можно выбрать мощность нагрузки. Окончание разряда можно определить по погасанию лампочек и измерением напряжения тестером – полным разрядом считается выходной уровень АКБ 10,8 вольт (все, что ниже — глубокий разряд, сокращающий ресурс аккумулятора). Умножением времени разряда на ток (он вычисляется, как мощность всех ламп, деленная на 12 вольт), можно узнать фактическую емкость АКБ.


Разряд батареи лампой накаливания.

Даже если нагрузочные лампы погасли, процесс разряда все равно идет. Надо следить, чтобы АКБ не ушла в режим глубокого разряда (ниже 10,8 вольт) – можно вывести батарею из строя.

Предохранители

Предохранители
Очень удобно подсоединены цепи (даже силовые) на автомобиле Фольксваген Поло Седан. Отсоединяя их по очереди от аккумулятора, можно сразу определить замыкающий агрегат. В других автомобилях приходится отсоединять провода на стартере и генераторе.Очень удобно подсоединены цепи (даже силовые) на автомобиле Фольксваген Поло Седан. Отсоединяя их по очереди от аккумулятора, можно сразу определить замыкающий агрегат. В других автомобилях приходится отсоединять провода на стартере и генераторе.

Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.


Источники

  • http://KrutiMotor.ru/utechka-toka-v-avtomobile-kak-proverit-utechku-toka-multimetrom-svoimi-rukami/
  • https://NewNiva.ru/kak-nayti-utechku-toka-v-avtomobile-multimetrom.html
  • https://scart-avto.ru/remont/kak-proverit-avto-multimetrom-proverka-multimetrom/
  • https://priorik.ru/lajfhak-kak-proverit-multimetrom-utechku-toka-v-avtomobile/
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/kak-proverit-utechku-toka-na-avtomobile-multimetrom
  • https://AutoTopik.ru/remont/971-utechka-toka-v-avtomobilyah.html
  • https://kvazar-ufa.com/articles/kak-naiti-utechku-toka-v-avtomobile/
  • https://osensorax.ru/remont/kak-proverit-utechku-toka-na-avtomobile-multimetrom
  • https://www.zr.ru/content/articles/905818-kak-samomu-vyyavit-utechku-toka/
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/kak-proverit-utechku-toka-multimetrom

[свернуть]

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector