Кпп zf 16s151 схема устройство и ремонт

Переключение КПП ZF на автомобилях КамАЗ

Для того, чтобы продлить срок эксплуатации КПП, а также снизить расход топлива необходимо использовать наивысшую передачу, а также осуществлять движение при средней скорости вращения коленвала.

КамАЗ 6520 оснащен коробкой передач зф16. На рисунке изображена схема переключения передач:

Коробка передач имеет синхронизатор, который облегчает переключение. Ряд 3-4 и 5-6 являются нейтральными в схеме «двойное Н». Для того, чтобы выбрать ряд 1-2 или 7-8, необходимо переместить рычаг в направление нужного ряда.

Порядок переключения передач для схемы «налагающаяся Н» будет немного иным. Холостой ход осуществляется в рядах 3-4 и 7-8. Так же, как и в предыдущем случае, переключение на ряд 1-2 и 5-6 осуществляется путем направления рычага в сторону этого ряда. В среднем положении ряда рукоять возвращается в исходное положение. Переключение на ZF 9 происходит таким же путем.

Как правильно переключать

Производителем КПП ZF16 подготовлены рекомендации по эксплуатации. Можно найти множество схем с пояснениями, наглядно показывающими, как правильно переключать.

Начало движения необходимо осуществлять только на 1 передаче. Включать передачи нужно при выключенном сцеплении (педаль нажата до упора). Также важно учитывать, что переключение должно осуществляться при минимальной скорости холостого хода.

Передачи переключаются рычагом в соответствии со схемой. Замедляясь, необходимо переключать передачи в строгой последовательности от 8 до 1. Запрещается при скорости выше 30 км/ч переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший.

Чтобы перейти с ускоряющей передачи на замедляющую в делителе (и наоборот) необходимо поднять/опустить переключатель управления делителем, удерживать 1 секунду и опустить педаль сцепления – передача переключится автоматически.

КПП ZF 16 была создана для тяжелых грузовиков, ведь чем больше дифференциация ступеней, тем меньше нагрузки оказывается на двигатель, автомобиль быстрее разгоняется. Конструкция коробки передач зф 16 с 151 предполагает наличие синхронизатора, что намного упрощает процесс переключения передач, продлевает срок работы двигателя, сцепления и самой КПП.

Кпп zf 16s151 схема устройство и ремонт

Разборка КПП ZF 16S производится после сняти коробки с автомобиля. Также перед разборкой КПП обязательно необходимо прочистить. Условием проведения ремонтных работ является использование инструмента, обязательно рекомендованного фирмой ZF .

После разборки обязательно прочистите все узлы КПП ZF 16S. Это касается прежде всего углов, карманов и наклонных поверхностей корпуса и крышек.

Аккуратно удаляйте герметик и плоские уплотнения. Проверяйте на свободный проход смазочные отверстия, пазы и трубопроводы. В них не должно быть отложений, посторонних тел или консервантов. Последнее требование касается в первую очередь новых деталей.

Детали, случайно поврежденные во время разборки КПП ZF 16S, необходимо обязательно заменить новыми (например, уплотнительные кольца валов, уплотнительные кольца круглого сечения. П-образные уплотнения, колпачковые манжеты, защитные колпачки и т.д.). Такие детали, как подшипники качения, регулировочные шайбы, детали синхронизатора, должен обязательно проверять специалист, который даст заключение относительно возможности их дальнейшего использования.

Плоские уплотнения устанавливаются сухими, т.е. очищенными от масла или густой смазки. Места, где не предусмотрено использование плоских уплотнений, уплотняются с помощью тепло- и маслостойкого герметика пластичной консистенции (например, типа WEVO-L 100 А).

Разборка деталей демультипликатора

1.1. Пластмассовые трубопроводы

УКАЗАНИЕ. Перед демонтажом трубопроводы пометьте согласно местам их соединений.

У цилиндра 3 демультипликатора и клапана включения демультипликатора 4 выньте пустотелые болты 1 и 2. Ослабьте на картере стяжной хомут 5 и полностью снимите трубопроводы.

1.2. Фланец выходного вала

  1. Снимите с болтов 2 замковую шайбу 1.
  2. Застопорите фланец выходного вала от прокручивания.
  3. Выньте болты 2 с шестигранной головкой и снимите зажимную шайбу 3.
  4. Насадите проставку на водило планетарной передачи и, используя съемник с двумя или тремя захватами, снимите фланец 4.
  5. Снимите уплотнительное кольцо 5 круглого сечения.
  1. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 1 с прокладкой 2.
  2. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 3 вместе с прокладкой 4, манжетой 5, компенсирующей шайбой 6 и шарикоподшипником 7.
  3. Выньте с помощью пластмассовой оправки шарикоподшипник из крышки. Выньте свободную компенсирующую шайбу. УКАЗАНИЕ. При косозубом исполнении шестерен шарикоподшипник расположен на выходном валу. В этом случае его следует вынимать с помощью съемника. Следует иметь ввиду, что в некоторых конструкциях коробок для съема шарикоподшипника требуется съемник 1X56 122 314 имеющий, не десять, а одиннадцать лапок.
  4. Выньте с помощью пластмассовой оправки манжету из крышки.

Разборка заднего делителя

1.4. Клапан включения делителя

  1. Снимите с картера средней части КПП ZF 16S клапан включения делителя 1.
  2. Не потеряйте уплотнитсльные кольца круглого сечения 2. УКАЗАНИЕ. Клапан не разбирать — он представляет собой цельную деталь. УКАЗАНИЕ. У коробки передач типа 8 S 151 такого клапана нет.

1.5. Цилиндр, управляющий включени­ем демультипликатора

  1. Вывинтите болты с шестигранными головками. Снимите с картера де­мультипликатора цилиндр 1 и отдели­те его от поршня 2.
  2. Выньте из цилиндра уплотнительные кольца круглого сечения 3 и 4.
  3. Снимите упор 5 фиксатора. Ввинтите фиксатор 1X56 137 579 в это же самое резьбовое отверстие. Выполните по­зиционирование фиксатора на штоке 6 вилки переключения передач. Затяни­те фиксатор (момент затяжки: 50 Н.м).
  4. Отвинтите на поршне 2 контргайку 7.
  5. Снимите поршень вместе с направ­ляющим кольцом 8.
  6. Снимите П-образные кольца 9 или уп­лотнительные кольца 11 (последние имеются только в новых конструкци­ях).
  7. Снимите с поршня направляющее кольцо и П-образные кольца.
  8. Выньте из картера демультипликатора колпачковую манжету 10.

1.6. Картер демультипликатора

  1. Снимите механический тахограф или импульсный датчик 15.
  2. Снимите соединительные болты 1 ка­чающейся вилки 2.
  3. Вновь удалите фиксатор 1X56 137 579.
  4. Вывинтите болты с шестигранной го­ловкой картера 3 демультипликатора. ОПАСНОСТЬ. Планетарная группа рас­полагается на вторичном валу без фиксации. Закрепите ее от возможного падения.
  5. Не переворачивая, отделите картер 3 демультипликатора от картера 5 средней части коробки и выньте его. Ориенти­руйтесь при этом по цилиндрическим штифтам 4.
  6. Снимите качающуюся вилку 2 вместе с сухарями 6.
  7. Снимите проставку 7 вместе с проклад­ками 8.
  8. Снимите переключатель 9 вместе с уплотнительным кольцом и штифтом 10. В новых конструкциях возможно также наличие деталей 13 и 14.
  9. Выньте шток 11 вилки переключения передач из картера средней части.
  10. Снимите трубку 12.

Разборка планетарного механизма

1.7. Планетарный механизм с механиз­мом синхронизатором

УКАЗАНИЕ. Перед снятием зафиксируйте планетарный механизм от возможного па­дения. Полностью снимите планетарный меха­низм вместе с синхронизатором со вторичного вала.

ОПАСНОСТЬ. Фиксаторы прижаты пружинами. Зафиксируйте их от воз­можного падения, обернув вокруг кус­ком ткани

  1. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником скользя­щую муфту 1 и снимите ее вместе с корпусом зубчатой муфты 2. Фиксаторы 4 и пружины 5, удерживаемые муфтой, при их выпадении из муфты будут пойманы куском материи. УКАЗАНИЕ. У прямозубых конструкций червяк спидометра или диск механизма привода спидометра 3 со встроенной втулкой снимается вместе с корпусом зубчатой муфты 2. УКАЗАНИЕ. Детали, обозначенные значком*, см. в спецификации.
  2. Снимите блокирующее кольцо 6 синхронизатора.
  3. Выньте подпружиненное упорное кольцо 7.
  4. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником ступицу 8 синхронизатора и снимите его.
  5. Снимите блокирующее кольцо 9 и корпус 10 зубчатой муфты с водила планетарной пе­редачи.
  6. При работе съемником установите подпятник под винт и торец водила.

Разборка водила планетарной передачи

1.7.2 Коронная шестерня

  1. Вставьте, подпружинив, упорное кольцо 7, упоминаемое в разделе 1.7.1. на держатель коронной шестерни. Насадите на водило планетарной передачи упор и захватите снизу двух- или трехзахватным съемником упорное кольцо.

Для прямозубых шестерен:

  1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни и шарикоподшипник 5 снимаются вместе.
  2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.
  3. Пластмассовым молоточком выбейте из коронной шестерни держатель 2.
  4. Выньте из держателя коронной шестерни подпружиненное стопорное кольцо 3. Затем выньте шарикоподшипник 5.
  5. Снимите с водила планетарной передачи прокладочное кольцо 6.

Для косозубых шестерен:

  1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни, прокладочное кольцо 3 и упорный игольчатый подшипник 5 снимаются вместе.
  2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.

1.7.3. Разборка водила планетарной передачи.

Водило планетарной передачи

  1. Распорные штифты 1 протолкните по всей их длине в ось 2 планетарной передачи.
  2. С помощью пластмассовой оправки выбейте ось из водила 3 планетарной передачи по направлению к вторичному валу.
  3. Выньте сателлит 4 вместе с регулировочными шайбами 5 из водила. УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 5 имеются только у прямозубых шестерен. Для облегчения последующей сборки торцевые поверхности оси саттелитов 2 и водила 3 можно пометить радиально фломастером до разборки.
  4. Выньте из сателлита прокладочные кольца 6 и цилиндрические ролики 7.
  5. Выньте из оси сателлита распорные штифты (1)

Для всех остальных планетарных шестерен повторите пункты 1 — 5.

1.8.Сборка механизма планетарной передачи вместе с механизмом синхронизации

Водило планетарной передачи

УКАЗАНИЕ. Сателлиты всегда заменяйте покомплектно.

  1. Смажьте рабочим маслом комплект сателлитов на торцовой поверхности и на направляющих поверхностях цилиндрических роликов.
  2. Ось 1 сателлита установите так, чтобы буртик был направлен вниз.
  3. Наденьте регулировочную шайбу 2 на ось. При этом сторона, имеющая покрытие (светлая сторона), должна быть направлена в сторону сателлита. УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 2 имеются только у прямозубых шестерен.
  4. Установите в любом положении прокладочное кольцо 3 на ось.
  5. Насадите сателлит 4 на палец 1 и отцентрируйте.
  6. Вставьте в сателлит 14 штук цилиндрических роликов и установите в нужное положение прокладочное кольцо 3.
  7. Смажьте рабочим маслом внутреннюю часть сателлита и вставьте остальные 14 цилиндрических роликов.
  8. Смажьте поверхность цилиндрических роликов рабочим маслом и наденьте прокладочную шайбу.
  9. Установите регулировочную шайбу. Сторона шайбы, имеющая покрытие, должна быть направлена в сторону сателлита.
  10. Установите водило 7 планетарной передачи на вал.
  11. Осторожно снимите с оси сателлит вместе с регулировочными шайбами и вставьте его в водило.
  12. Выровняйте сателлит по отверстию 8 подшипника. УКАЗАНИЕ. Обозначение «0», расположенное на торцовой стороне оси сателлита, должно быть направлено в сторону внешнего радиуса водила (смазочное отверстие должно быть направлено в сторону внутреннего радиуса водила).
  13. Отцентрируйте радиально ось сателлита и вставьте его в отверстие подшипника.
  14. Введите ось в отверстие подшипника полностью, постукивая по нему пластмассовым молоточком. Проверьте соосность отверстий распорных штифтов.
  15. Вбейте наполовину новый распорный штифт 9. Вбейте в первый распорный штифт второй (тоже новый) распорный штифт 10. сместив его приблизительно на 180 градусов (благодаря имеющимся пазам). Утопите в водило оба распорных штифта вместе приблизительно на 0,5 мм. (Соблюдайте монтажную инструкцию).
  16. Проверьте осевой зазор (от 0,4 до 1.3 мм) планетарных шестерен.

Технические характеристики

ZF 9S1310 Ecomid

  • Количество передач — 9
  • Крутящий момент – 1300 Нм.
  • Передаточное отношение: 1-я – 9,48;
  • 2-я – 6,58;
  • 3-я – 4,68;
  • 4-я – 3,48;
  • 5-я – 2,62;
  • 6-я – 1,89;
  • 7-я – 1,35;
  • 8-я – 1,00;
  • 9-я – 0,75;
  • задний ход – 8,97
  • Масса – 190 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена:
      Новая – 380 тыс.руб.
  • Восстановленная – 240 тыс.руб.
  • Применимость: Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.
  • ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit

    • Количество передач — 16
    • Крутящий момент – 1850 Нм.
    • Передаточное отношение: 1-я – 16,47;
    • 2-я – 13,79;
    • 3-я – 11,32;
    • 4-я – 9,48;
    • 5-я – 7,79;
    • 6-я – 6,52;
    • 7-я – 5,48;
    • 8-я – 4,58;
    • 9-я – 3,59;
    • 10-я – 3,01;
    • 11-я – 2,47;
    • 12-я – 2,07;
    • 13-я – 1,70;
    • 14-я – 1,42;
    • 15-я – 1,20;
    • 16-я – 1,0;
    • задний ход 1 – 15,42;
    • задний ход 2 – 12,91;
  • Масса – 290 кг.
  • Давление воздуха – 10 бар.
  • Угол наклона – 3 град.
  • Цена – от 160 т.р. за восстановленную.
  • Обслуживание и ремонт

    КамАЗы с автоматическими и механическими коробками ZF должны проходить техническое обслуживание (ТО) в условиях автосервиса, иначе возможны проблемы с гарантией. ТО заключается в замене масла. Периодичность зависит от типа КПП и условий эксплуатации машины. Чаще всего замена ГСМ производится через 45-90 тыс. км пробега, при особо сложных условиях эксплуатации — не реже 1 тыс. рабочих часов.

    Что необходимо для продления срока эксплуатации КПП

    Для того, чтобы избежать поломки, необходимо следовать рекомендациям по эксплуатации, данным производителем.

    Необходимо правильно переключать передачи, в соответствии со схемами (двойная или каскадная Н).

    Также важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла, менять его каждые 30 тыс. км пробега. О том, какое масло необходимо для конкретной модели КПП, производители всегда сообщают.

    Зимой очень важно прогреть коробку передач, иначе загустевшее масло не сможет достаточно хорошо смазать детали, что приведет к их преждевременному износу.

    Начинать движение всегда нужно на 1 передаче, переключение должно осуществляться при выключенном сцеплении.

    Также важно своевременное ТО, во время которого проверяются и при необходимости регулируются все элементы трансмиссии.

    Контроль уровня

    Заправочные объемы указаны на заводской табличке, расположенной сбоку КПП. Перед заполнением емкости сливают отработку, заливают трансмиссионную жидкость через отверстие. Проверка уровня масла осуществляется так: уровень считается правильным при достижении нижней кромки контрольного отверстия или при вытекании материала из него.

    Как выбрать масло

    Какое масло выбрать

    В коробки ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 подходит масло, соответствующее перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно узнать во всех пунктах ТО компании. Производитель рекомендует использовать масло для трансмиссии ZF-Ecofluid M.

    Как подобрать масло

    Объем масла в коробке ZF 9 составляет 9 л, на КамАЗ ZF 16 для стандартного монтажа — 11 л, при замене — 8 л.

    Неисправности и их устранение

    Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.

    Ремонт коробки

    При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.

    При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.

    К характерным поломкам КПП ZF относится самопроизвольное выключение демультипликатора, посторонние шумы при его включении. Проблема может возникнуть из-за неправильной эксплуатации: переключение передач на S при скорости выше допустимой выходит из строя синхронизатор или его отдельные детали.

    Коды ошибок АКПП ZF

    Коробка передач-автомат ZF AS-Tronic может сообщать о возникших неисправностях. Для того, чтобы устранить неполадку, достаточно сопоставить код с возможной причиной поломки.

    Некоторые коды ошибок SPN:

    • 2 – возникло короткое замыкание в переднем делителе (клапан Y2)
    • 10 – отсутствует давление воздуха на главный клапан
    • 13 – короткое замыкание в цепи подключения КОМ
    • 21 – произошло быстрое замыкание сцепления
    • 27 – нет сигнала в шину CAN
    • 35 – неисправность выхода клапана Y3 (передний делитель)
    • 63 – неполадка при отключении КОМ

    Доставка в регионы России

    Мы отправляем груз с центральных складов в городах:

    Терминалы выдачи груза:

    • Новосибирск — Фабричная 23
    • Екатеринбург — Промышленный проезд 2
    • Нижний Новгород — Удмуртская 39а
    • Казань — Аделя Кутуя 151
    • Челябинск — Копейское шоссе 46
    • Ростов-на-Дону — улица Портовая 543
    • Астрахань — улица Рождественского 31
    • Волгоград — Козловская 54
    • Воронеж — 9 Января, строение 221
    • Иркутск — Баррикад 32А
    • Калининград — Московский проспект дом 187
    • Краснодар — Уральская 151/1
    • Красноярск — Ломоносова 85
    • Мурманск — Свердлова 11Б
    • Пермь — Героев Хасана 105
    • Самара — Товарная 70
    • Саратов — Сокурский тракт 11
    • Ставрополь — Селекционная 3
    • Тольятти — Коммунальная 38
    • Уфа — Трамвайная 16 корпус 1
    • Хабаровск — переулок Производственный дом 3
    • Ярославль — Тутаевское шоссе 6

    Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая , после создания совместного с предприятия с в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.

    Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.

    На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:

    • ZF 6S700
    • ZFEcoM >Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.

    КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.

    ZF Ecosplit

    16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.

    Ремонт КПП ZF

    Перед началом ремонта необходимо произвести диагностику. Для этого нужно установить код ошибки, соотнести его с видом неисправности и её возможной причиной. В некоторых случаях устранить неисправность можно своими руками, но так как коробка передач представляет собой сложное устройство, ремонт лучше доверить профессионалам.

    Для того, чтобы произвести ремонт трансмиссии, необходимо сначала разобрать КПП:

    1. Снять узел переключения передач: вывернуть винты М8 из картера переключения, снять картер и уплотнители, демонтировать упорный щиток и пружину
    2. Снять фланец крепления подшипника: ослабить винты крепления, снять фланцы и уплотнители
    3. Разборка валов и штоков: отвинтить пробки с уплотнителем, вынуть пружины и штифты из картера, удалить винты по периметру картера. Ослабить контргайку на фланце ВОМ. Вытащить игольчатые подшипники, центральный вал управления. Снять вторичный вал и вилки переключения передач.

    В процессе можно сделать переборку деталей, заменить уплотнители, укрепить соединения, поменять износившиеся винты. Также необходимо очистить от масляного осадка.

    По коду неисправности можно узнать рекомендации по ремонту, например, если произошло короткое замыкание регулятора давления сцепления, то необходимо проверить все кабели и соединения, если где-то зажат кабель или есть разрыв, то этот участок необходимо поменять.

    Кроме электроники очень часто случаются неисправности трансмиссии, в частности, ломается синхронизатор. В таких случаях его необходимо менять.

    Разборка КПП ZF 16S

    Разборка КПП ZF 16S производится после снятия коробки с автомобиля. Также перед разборкой КПП обязательно необходимо прочистить. Условием проведения ремонтных работ является использование инструмента, обязательно рекомендованного фирмой ZF.

    После разборки обязательно прочистите все узлы КПП ZF 16S. Это касается прежде всего углов, карманов и наклонных поверхностей корпуса и крышек.

    Аккуратно удаляйте герметик и плоские уплотнения. Проверяйте на свободный проход смазочные отверстия, пазы и трубопроводы. В них не должно быть отложений, посторонних тел или консервантов. Последнее требование касается в первую очередь новых деталей.

    Детали, случайно поврежденные во время разборки КПП ZF 16S, необходимо обязательно заменить новыми (например, уплотнительные кольца валов, уплотнительные кольца круглого сечения. П-образные уплотнения, колпачковые манжеты, защитные колпачки и т.д.). Такие детали, как подшипники качения, регулировочные шайбы, детали синхронизатора, должен обязательно проверять специалист, который даст заключение относительно возможности их дальнейшего использования.

    Плоские уплотнения устанавливаются сухими, т.е. очищенными от масла или густой смазки. Места, где не предусмотрено использование плоских уплотнений, уплотняются с помощью тепло- и маслостойкого герметика пластичной консистенции (например, типа WEVO-L 100 А).

    Разборка деталей демультипликатора

    1.1. Пластмассовые трубопроводы

    УКАЗАНИЕ. Перед демонтажом трубопроводы пометьте согласно местам их соединений.

    У цилиндра 3 демультипликатора и клапана включения демультипликатора 4 выньте пустотелые болты 1 и 2. Ослабьте на картере стяжной хомут 5 и полностью снимите трубопроводы.

    1.2. Фланец выходного вала

    1. Снимите с болтов 2 замковую шайбу 1.
    2. Застопорите фланец выходного вала от прокручивания.
    3. Выньте болты 2 с шестигранной головкой и снимите зажимную шайбу 3.
    4. Насадите проставку на водило планетарной передачи и, используя съемник с двумя или тремя захватами, снимите фланец 4.
    5. Снимите уплотнительное кольцо 5 круглого сечения.
    6. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 1 с прокладкой 2.
    7. Вывинтите болты с шестигранной головкой и снимите крышку 3 вместе с прокладкой 4, манжетой 5, компенсирующей шайбой 6 и шарикоподшипником 7.
    8. Выньте с помощью пластмассовой оправки шарикоподшипник из крышки. Выньте свободную компенсирующую шайбу.
      УКАЗАНИЕ. При косозубом исполнении шестерен шарикоподшипник расположен на выходном валу. В этом случае его следует вынимать с помощью съемника. Следует иметь ввиду, что в некоторых конструкциях коробок для съема шарикоподшипника требуется съемник 1X56 122 314 имеющий, не десять, а одиннадцать лапок.
    9. Выньте с помощью пластмассовой оправки манжету из крышки.

    Разборка заднего делителя

    1.4. Клапан включения делителя

    1. Снимите с картера средней части КПП ZF 16S клапан включения делителя 1.
    2. Не потеряйте уплотнительное кольца круглого сечения 2.
      УКАЗАНИЕ. Клапан не разбирать — он представляет собой цельную деталь.
      УКАЗАНИЕ. У коробки передач типа 8 S 151 такого клапана нет.

    1.5. Цилиндр, управляющий включени­ем демультипликатора

    1. Вывинтите болты с шестигранными головками. Снимите с картера де­мультипликатора цилиндр 1 и отдели­те его от поршня 2.
    2. Выньте из цилиндра уплотнительные кольца круглого сечения 3 и 4.
    3. Снимите упор 5 фиксатора. Ввинтите фиксатор 1X56 137 579 в это же самое резьбовое отверстие. Выполните по­зиционирование фиксатора на штоке 6 вилки переключения передач. Затяни­те фиксатор (момент затяжки: 50 Н.м).
    4. Отвинтите на поршне 2 контргайку 7.
    5. Снимите поршень вместе с направ­ляющим кольцом 8.
    6. Снимите П-образные кольца 9 или уп­лотнительные кольца 11 (последние имеются только в новых конструкци­ях).
    7. Снимите с поршня направляющее кольцо и П-образные кольца.
    8. Выньте из картера демультипликатора колпачковую манжету 10.

    1.6. Картер демультипликатора

    1. Снимите механический тахограф или импульсный датчик 15.
    2. Снимите соединительные болты 1 ка­чающейся вилки 2.
    3. Вновь удалите фиксатор 1X56 137 579.
    4. Вывинтите болты с шестигранной го­ловкой картера 3 демультипликатора.
      ОПАСНОСТЬ. Планетарная группа рас­полагается на вторичном валу без фиксации. Закрепите ее от возможного падения.
    5. Не переворачивая, отделите картер 3 демультипликатора от картера 5 средней части коробки и выньте его. Ориенти­руйтесь при этом по цилиндрическим штифтам 4.
    6. Снимите качающуюся вилку 2 вместе с сухарями 6.
    7. Снимите проставку 7 вместе с проклад­ками 8.
    8. Снимите переключатель 9 вместе с уплотнительным кольцом и штифтом 10. В новых конструкциях возможно также наличие деталей 13 и 14.
    9. Выньте шток 11 вилки переключения передач из картера средней части.
    10. Снимите трубку 12.

    Разборка планетарного механизма

    1.7. Планетарный механизм с механиз­мом синхронизатором

    УКАЗАНИЕ. Перед снятием зафиксируйте планетарный механизм от возможного па­дения.
    Полностью снимите планетарный меха­низм вместе с синхронизатором со вторичного вала.

    ОПАСНОСТЬ. Фиксаторы прижаты пружинами. Зафиксируйте их от воз­можного падения, обернув вокруг кус­ком ткани

    1. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником скользя­щую муфту 1 и снимите ее вместе с корпусом зубчатой муфты 2. Фиксаторы 4 и пружины 5, удерживаемые муфтой, при их выпадении из муфты будут пойманы куском материи.
      УКАЗАНИЕ. У прямозубых конструкций червяк спидометра или диск механизма привода спидометра 3 со встроенной втулкой снимается вместе с корпусом зубчатой муфты 2.
      УКАЗАНИЕ. Детали, обозначенные значком*, см. в спецификации.
    2. Снимите блокирующее кольцо 6 синхронизатора.
    3. Выньте подпружиненное упорное кольцо 7.
    4. Насадите упор на водило планетарной передачи. Захватите снизу двух- или трехзахватным съемником ступицу 8 синхронизатора и снимите его.
    5. Снимите блокирующее кольцо 9 и корпус 10 зубчатой муфты с водила планетарной пе­редачи.
    6. При работе съемником установите подпятник под винт и торец водила.

    Разборка водила планетарной передачи

    1.7.2 Коронная шестерня

    1. Вставьте, подпружинив, упорное кольцо 7, упоминаемое в разделе 1.7.1. на держатель коронной шестерни. Насадите на водило планетарной передачи упор и захватите снизу двух- или трехзахватным съемником упорное кольцо.

    Для прямозубых шестерен:

    1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни и шарикоподшипник 5 снимаются вместе.
    2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.
    3. Пластмассовым молоточком выбейте из коронной шестерни держатель 2.
    4. Выньте из держателя коронной шестерни подпружиненное стопорное кольцо 3. Затем выньте шарикоподшипник 5.
    5. Снимите с водила планетарной передачи прокладочное кольцо 6.

    Для косозубых шестерен:

    1. Коронная шестерня 1, держатель 2 коронной шестерни, прокладочное кольцо 3 и упорный игольчатый подшипник 5 снимаются вместе.
    2. Выньте шплинт-пружину 4 из кольцевого паза на коронной шестерне.

    1.7.3. Разборка водила планетарной передачи.

    Водило планетарной передачи

    1. Распорные штифты 1 протолкните по всей их длине в ось 2 планетарной передачи.
    2. С помощью пластмассовой оправки выбейте ось из водила 3 планетарной передачи по направлению к вторичному валу.
    3. Выньте сателлит 4 вместе с регулировочными шайбами 5 из водила. УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 5 имеются только у прямозубых шестерен. Для облегчения последующей сборки торцевые поверхности оси сателлитов 2 и водила 3 можно пометить радиально фломастером до разборки.
    4. Выньте из сателлита прокладочные кольца 6 и цилиндрические ролики 7.
    5. Выньте из оси сателлита распорные штифты (1)

    Для всех остальных планетарных шестерен повторите пункты 1 — 5.

    1.8.Сборка механизма планетарной передачи вместе с механизмом синхронизации

    Водило планетарной передачи

    УКАЗАНИЕ. Сателлиты всегда заменяйте покомплектно.

    1. Смажьте рабочим маслом комплект сателлитов на торцовой поверхности и на направляющих поверхностях цилиндрических роликов.
    2. Ось 1 сателлита установите так, чтобы буртик был направлен вниз.
    3. Наденьте регулировочную шайбу 2 на ось. При этом сторона, имеющая покрытие (светлая сторона), должна быть направлена в сторону сателлита.
      УКАЗАНИЕ. Регулировочные шайбы 2 имеются только у прямозубых шестерен.
    4. Установите в любом положении прокладочное кольцо 3 на ось.
    5. Насадите сателлит 4 на палец 1 и отцентрируйте.
    6. Вставьте в сателлит 14 штук цилиндрических роликов и установите в нужное положение прокладочное кольцо 3.
    7. Смажьте рабочим маслом внутреннюю часть сателлита и вставьте остальные 14 цилиндрических роликов.
    8. Смажьте поверхность цилиндрических роликов рабочим маслом и наденьте прокладочную шайбу.
    9. Установите регулировочную шайбу. Сторона шайбы, имеющая покрытие, должна быть направлена в сторону сателлита.
    10. Установите водило 7 планетарной передачи на вал.
    11. Осторожно снимите с оси сателлит вместе с регулировочными шайбами и вставьте его в водило.
    12. Выровняйте сателлит по отверстию 8 подшипника.
      УКАЗАНИЕ. Обозначение «0», расположенное на торцовой стороне оси сателлита, должно быть направлено в сторону внешнего радиуса водила (смазочное отверстие должно быть направлено в сторону внутреннего радиуса водила).
    13. Отцентрируйте радиально ось сателлита и вставьте его в отверстие подшипника.
    14. Введите ось в отверстие подшипника полностью, постукивая по нему пластмассовым молоточком. Проверьте соосность отверстий распорных штифтов.
    15. Вбейте наполовину новый распорный штифт 9. Вбейте в первый распорный штифт второй (тоже новый) распорный штифт 10. сместив его приблизительно на 180 градусов (благодаря имеющимся пазам). Утопите в водило оба распорных штифта вместе приблизительно на 0,5 мм. (Соблюдайте монтажную инструкцию).
    16. Проверьте осевой зазор (от 0,4 до 1.3 мм) планетарных шестерен.

    Для остальных планетарных шестерен повторите пункты 1- 6.

    1.8.1. Коронная шестерня

    1. Наденьте прокладочное кольцо 2 на водило I планетарной передачи. При этом смазочные канавки должны быть направлены в сторону выходного вала (только у прямозубых шестерен).
    2. Вбейте в коронную шестерню 4 держатель 3 (до упора).
    3. Введите в паз, подпружинив, шплинт-проволоку 5 и утопите по всей окружности (до полного контакта с поверхностью).
      Для прямозубых шестерен:
    4. Вставьте шарикоподшипник 6 в держатель коронной шестерни. Затем вставьте пружинное стопорное кольцо 7. Установите с помощью соответствующего стопорного кольца осевой зазор шарикоподшипника на величину 0,0 — 0,1 мм. Пружинные стопорные кольца предлагаются изготовителем в диапазоне толщин через каждые 0,1 мм.
      Для косозубых шестерен:
    5. Наденьте на водило планетарной передачи прокладочное кольцо 7 и упорный игольчатый подшипник.
      ОПАСНОСТЬ. К нагретой коронной шестерне прикасайтесь только в защитных перчатках.
    6. Нагрейте техническим феном собранную коронную шестерню до 60 С° и наденьте на водило планетарной передачи, поворачивая ее при этом до появления зацепления. Подшипник 6 должен прилегать по оси.

    1.8.3. Механизм синхронизации

    1. Проверьте пределы износа деталей синхронизатора (см. главу 6).
    2. Наденьте корпус зубчатой муфты 1 и блокирующее кольцо 2 на водило планетарной передачи.
      ОПАСНОСТЬ. К нагретой ступице синхронизатора прикасаться только в защитных перчатках.
    3. Нагрейте ступицу синхронизатора 3 до температуры около 120 С0 и наденьте её на водило (надевайте до упора). Длинная сторона ступицы должна быть направлена в сторону водила планетарной передачи. Выступы на блокирующем кольце должны попасть в выемки на ступице синхронизатора.
    4. Вставьте, подпружиня , упорное кольцо 4 с осевым зазором 0,0 — 0,1 мм в паз. Изготовитель предоставляет упорные кольца с зазорами через каждые 0,1 мм.
    5. Наденьте скользящую муфту 5 на ступицу синхронизатора 3. При этом буртик должен быть направлен в сторону выходного вала.
      УКАЗАНИЕ. Выемки скользящей муфты должны совпадать по длине крышки с выемками ступицы синхронизатора.
    6. Вставьте в ступицу синхронизатора 3 новые пружины сжатия 6 с фиксаторами 7 и с помощью соответствующего инструмента заведите их в скользящую муфту 5.
    7. Наденьте блокирующее кольцо 8 на ступицу синхронизатора 3.
      УКАЗАНИЕ. Выступы на блокирующем кольце 8 должны входить в выемки на ступице синхронизатора 3.
    8. Прижмите блокирующее кольцо 8 к корпусу зубчатой муфты 9 и установите скользящую муфту 5 в среднее положение. При этом будет слышен характерный щелчок зацепления упоров.
      ОПАСНОСТЬ. К нагретому корпусу сцепления и диску механизма привода спидометра прикасаться только в защитных перчатках.
    9. Нагрейте корпус зубчатой муфты 9 до температуры около 120 С0 и наденьте его на водило планетарной передачи (надевайте до упора).
    10. Нагрейте червяк (или диск) механизма привода спидометра до температуры около 120 градусов С0 и наденьте его на водило планетарной передачи. Выступы датчика должны быть направлены в сторону водила.

    УКАЗАНИЕ. Червяк (или диск) механизма привода спидометра имеется только у прямозубых шестерен.

    Сборка демультипликатора

    1.9. Сборка демультипликатора, корпуса, фланца выходного вала и поршня

    1. Наденьте проставку 1 на водило планетарной передачи и корпус зубчатой муфты 2.
    2. Вставьте качающуюся вилку 3 вместе с сухарями 4 в скользящую муфту 5.
    3. Наденьте новую прокладку 6 на проставку 1 и зафиксируйте ее.
    4. С внутренней стороны корпуса введите шток вилки переключения передач 11 и грубо зафиксируйте его.
    5. Вставьте в корпус трубопровод 20.
    6. Наденьте корпус 7 на проставку 1 и прокладку. Зафиксируйте. Следите при этом, чтобы качающаяся вилка заняла радиальное положение и вошла в зацепление.
      УКАЗАНИЕ. При использовании нового корпуса 7 вбейте в него шарик 8 в соответствии с выбранной схемой (схемой I или II).
    7. Нанесите на соединительные болты 10 материал Loktite N 241 и наденьте пружинные шайбы. Вверните болты. Зафиксируйте качающуюся вилку.
      УКАЗАНИЕ. Соединительные болты затягивайте моментом 250 Нм, если задний делитель уже собран и поставлен.
    8. Обезжирьте новую колпачковую манжету 12, наденьте ее на шток 11 вилки переключения передач и вбейте с помощью мягкой оправки (вбивайте до упора).
    9. Наденьте на шток вилки переключения передач в правильном положении поршень 13 вместе с направляющим кольцом 14 и П-образными манжетами 15.
      УКАЗАНИЕ. У демультипликаторов новой конструкции наденьте на шток вилки переключения передач уплотнительное кольцо 23, поршень 13 вместе с направляющим кольцом 14 и уплотнительным кольцом 24.
    10. Затяните новую контргайку 16, если демультипликатор уже собран и поставлен. Момент затяжки: 150 Нм.
      УКАЗАНИЕ. Сборка цилиндра демультипликатора возможна лишь после установки демультипликатора на картере средней части коробки. Резьба должна быть обязательно обезжирена от следов жидкой или густой смазки.
    11. Смажьте густой смазкой уплотнительные кольца круглого сечения 17 и 18 и вставьте их в соответствующие пазы (на цилиндре и корпусе).
      УКАЗАНИЕ: Установка переключателей 21 и 22 по выбору. См. Пункт 16.
    12. Осторожно наденьте цилиндр 19 на поршень с направляющим кольцом и уплотнением. Зафиксируйте цилиндр болтами с шестигранной головкой.
      УКАЗАНИЕ: Закройте каналы сжатого воздуха.
      Измерение осевого зазора шарикоподшипника (номинальный размер: 0 — 0,1 мм)
    13. Наденьте на крышку 26 новую прокладку 25 и замерьте глубину выточки крышки вместе с прокладкой. Предположим, глубина выточки составляет 23,40 мм.
    14. Замерьте глубину выточки (или глубину посадки подшипника) корпуса 7 (без прокладки). Предположим, глубина составляет 7,00 мм.
    15. Замерьте ширину шарикоподшипника 28.
      Пример расчета. Предположим, ширина составляет 30,00 мм.
      23,40 мм (глубина выточки крышки) + 7,00 мм (глубина выточки корпуса) = 30,40 мм
      30,40 мм — 30,00 мм (ширина шарикоподшипника)= 0,40 мм (осевой зазор без компенсирующей шайбы).
      Это означает следующее: Необходима компенсирующая шайба 27 размером 0,3 — 0,4 мм, и в итоге получается осевой зазор 0-0,1 мм.
      ОПАСНОСТЬ. К нагретой крышке прикасаться только в защитных перчатках.
    16. Нагрейте крышку 26 до температуры около 60 С˚. Вставьте компенсирующую шайбу 27, размер которой рассчитывается по вышеприведенному примеру. Вставьте шарикоподшипник 28.
    17. Специальным инструментом 1X56 137 124 вбейте манжету 29.
      УКАЗАНИЕ. Специальный инструмент использовать только в сочетании с манжетой Шириной 12,5. Монтажный размер = 12,5+1,0 мм от кромки крышки до манжеты. Смажьте манжету снаружи тонким слоем герметика. Манжету с резиновым корпусом смажьте снаружи антифрикционным материалом (например, мыльным щелоком).
    18. Поставьте крышку 26 с новой прокладкой 25 и затяните болтами с шестигранной головкой вместе с подкладочными шайбами. Момент затяжки: 49 Нм.
    19. Закрепите болтами крышку 30 вместе с новой прокладкой. Момент затяжки: 79 Нм.

    Описание модели

    Коробка передач ZF 16S1650 МАЗ механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и двухступенчатого демультипликатора. Оснащена резервным насосом рулевого управления с приводом от ведущих колес, который обеспечивает работоспособность гидроусилителя руля в случае отказа основного насоса ГУРа.

    КПП ZF 16S1650 устанавливается на грузовиках повышенной тонажности МАЗ: 544008, 643008 и других.

    Источники

    • https://gp-prsmah.ru/brend/remont-kpp-zf-kamaz.html
    • https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/kpp-zf-16-kamaz-shema-pereklyucheniya.html
    • https://otdelka-remont.ru/kpp-zf-16s1650-remont/

    [свернуть]
    Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!


    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector