Сейчас большинство водителей, несмотря на существование требований по ограничению выброса в воздух выхлопных и других газов, снимают глушители с автомобилей иностранного производства после того, как те полностью израсходуют свой установленный ресурс надежности на борьбу с русским воздухом, не выдерживающим никаких требований по количеству загрязнений. Стоит ли это делать и можно ли ездить со снятым катализатором? На самом деле катализатор, как этот элемент называется, переживает за время активной эксплуатации четыре состояния – от рабочего через полурабочее до совсем не рабочего вплоть до стадии физического разрушения. На уровне полурабочего состояния уже появляются многочисленные проблемы, которые сложно объяснить и трудно локализовать: например, пропадает тяга.
Куда и почему – не очень понятно, вся ходовая часть работает в штатном режиме. На больших оборотах так называемая приемистость машины резко снижается. При разгоне машины утром до рабочего состояния автомобиль все хуже заводится. Во всех этих явлениях проявляется потеря двигателем способности правильно выпускать выхлопные газы под рабочим давлением. При этом появляется неприятное свойство намного большими темпами съедать топливо без видимого эффекта. Когда катализатор становится совершенно нерабочим, то мотор глохнет почти немедленно или попросту не заводится вообще. Бывают и критически ситуации, например, когда мотор работает и водитель, чтобы избавиться от застойной пробки газа, все сильнее выжимает педаль управления газом. Газы, которые создали закупорку, прорываются назад, и уже это может убить сложные и очень дорогие детали электронной начинки в двигателе (в частности, расходомеры воздуха и прочее).
Если мотор достаточно мощный и у него большое рабочее давление, то образование газовой пробки может закончиться разрывом приемных труб и последующим капитальным и длительным ремонтом движителя. Если же двигатель оказался сильнее, чем катализатор, то ломается начинка в конвекторе и просто рассыпается – в трубе глушителя слышится характерный звон осколков. Куски керамики катализатора попадают частично в начинку глушителя или в полости, их пыль может затянуть еще аж в цилиндры двигателя и привести к их существенному повреждению. Как видим, снимать неисправный и засорившийся катализатор категорически необходимо, особенно когда речь идет о современном автомобиле, двигатель которого управляется сложной электронной начинкой. Однако желательно все-таки не снимать глушитель полностью, а заменять его, в лучшем варианте – таким же или аналогичным.