Любое из масел состоят из основ (чисто минеральная или синтетическая, или в случай «полусинтетических» их смеси с третью определенной синтетики) и набор присадок, которые и придадут базовым маслам-основам индивидуальное свойство и качество. В возможных несовместимостях основ у разного производителя и кроются проблемы – у них различная технология и способ в производстве основ, которые в итоге могут обладать очень разными свойствами (особенно синтетических основ). Ведь для того, чтобы достигать, казалась бы, одинакового показателя по вязкости и температурным режимам, производителями решаются абсолютно разные задачи, определенные физическим свойством их собственных базовых основ. Наборы присадок, которые в итоге решают их задачи приведений к стандартам, могут получаться кардинально иными.
Если смешиваются масло разных категорий, к примеру, минеральные и синтетические, возникают проблемы. Минеральные масла, в отличие от синтетических, не обладают стабильной вязкостью, и в них есть необходимость использовать соответствующие присадки: как они повлияют на синтетические составляющие смесей, неизвестно. Непонятно, как же будет взаимодействовать присадка между собой в течении времени. Вот поэтому категорически не рекомендуют смешивать разные масла, очень сложно угадать, что получится в итоге. Основные из проблем, которые могут возникать, следующие:
- Загрязнения двигателей — закоксовывание колец, отложения шлаков и т.п.;
- Выпадение в осадок частично присадок или снижения эффективности их действия;
- Повышение вязкости масла вплоть до полного сворачивания и забивания маслопроводящего канала. Итоги могут быть плачевны – необходим будет капитальный ремонт двигателя или очистка двигателя.
Почему эти вопросы постоянно возникают и не теряют своей актуальности? Причины довольно просты:
- Иногда возникает ситуация тяжелого выбора: невозможно срочно долить нужное масло, водитель рискует и доливают другое, боясь ехать дальше на «сухом» двигателе;
- Основа и в особенности присадка производится не очень большим количеством производителей, что уменьшает проблему их совместимости, более того, все производители знают эти проблемы и стараются их нивелировать;
- Положительный пример водителей, которые решились на смешивание и не имели (может просто не замечали) отрицательного последствия (жаба душит, если где-то валяется полканистры вроде бы неплохого масла).
Каждым водителем принимается решение самостоятельно: готов он рисковать своими бюджетом и здоровьем автомобиля ради сиюминутной экономии денег/времени или не готов. Но если «таки да», стоит прислушаться к рекомендации, которая призвана уменьшить вероятность возникновения проблемы совместимости:
- Никогда не нужно смешивать масло разного типа (минеральное и синтетическое, например);
- Как крайние меры, можно смешать масла разных видов, но одного производителя. Желательно все же потом поменять масло с фильтром;
- Долив до 10% схожих масел не должен влиять на их свойство (примерно такое количество масла останется в двигателе при замене);
- Смешивать разные масла разных производителей – лишь в исключительно крайних случаях, меняя масло в самое ближайшее время и двигаясь на небольших оборотах.