От бесперебойной работы системы смазки автомобиля зависит подача масла к трущимся поверхностям, что позволяет защитить детали от нагревания, коррозии и износа. Неисправности могут возникнуть из-за неправильного выбора масел и присадок. Основным признаком неисправности может быть: снижение уровня масла, понижение или повышение давления масла, увеличение расхода масла и его загрязнение, перебои в работе вентиляции картера. Уровень масла может понижаться при износе сальников, плохом уплотнении коленчатого вала, разгерметизации масляного картера, повышенном выгорании масла. Давление масла может повышаться при загрязнении каналов системы и масляного фильтра, когда масло имеет повышенную вязкость, неисправен редукционный клапан. При понижении давления масла может происходить заедание редукционного клапана, засорение маслоприемника.
Также могут быть изношены детали масляного насоса, подшипников коленчатого вала, распределительного вала, вероятен пониженный уровень масла в картере. При попадании в масло охлаждающей жидкости происходит износ деталей цилиндро-поршневой группы. Повышение расхода масла вознникает при утечке масла, износе поршневых колец, поршней, цилиндров двигателя, поломке поршневых колец, при закоксовке прорезей маслосъемных колец или канавок поршней, при износе маслоотражательных колпачков клапанов, нарушении работы вентиляции картера. Со временем все это может привести к полной неработоспособности двигателя или его заклиниванию. От знания технической базы автотранспорта, своевременного исправления неисправностей и обслуживания двигателя зависит исправность работы системы смазки и долговечности мотора.