Электроника значительно облегчает управление автомобилем. Система курсовой стабилизации (устойчивости) каждым автопроизводителем называется по-разному, и поэтому встречаются различные сокращенные формы, такие как VSC, ESC, DSTC, VDC, DSC и ATTS. Независимо от названия, суть ее работы неизменна. Главной задачей данной системы является осуществление контроля за поперечной динамикой автомобиля, предотвращение срыва в занос и бокового скольжения, сохранение устойчивости, правильной траектории движения и стабилизации положения транспортного средства при осуществлении маневров. Особенно важное значение это имеет при езде на высокой скорости. Работа системы контролируется специальным управляющим блоком. Различные датчики отслеживают направления движения автомобиля, исходя из положения, которое занимает рулевое колесо и педаль газа, также компьютер получает информацию от датчиков о боковом ускорении и направлении заноса.
Когда возникает опасная ситуация, и водитель утрачивает контроль над автомобилем, начинает работать система ESP. Направление движения можно скорректировать путем подтормаживания колес справа/слева или спереди/сзади. Учитывая степень риска возникновения заноса, система самостоятельно решает, какое колесо должно притормаживать. Кроме того, системой ESP может быть введено ограничение подачи горючего в инжектор. Срабатывания системы происходит быстро и поэтому практически незаметно. Основной принцип, по которому работает ESP, заключается в том, чтобы вести борьбу с заносом машины не только рулем, но и педалями газа и тормоза, одним или несколькими колесами.
Если происходит снос автомобиля передней осью, то осуществляется внутреннее притормаживание системы относительно поворота заднего колеса, что позволяет придать машине избыточную поворачиваемость. При угрозе заноса, начинается торможение переднего колеса. Если сносит все четыре колеса, то система ESP вычисляет, каким из них и когда следует начать торможение. Вместе с торможением должен произойти сброс оборотов силового агрегата. Так с помощью исполнительных механизмов ABS и ASR, системой осуществляется притормаживание по отдельности каждого из колес. Работа системы стабилизации довольно сложна, поэтому для нормального функционирования системы ESP недостаточно лишь датчиков ABS, на машине должны быть установлены дополнительные датчики. Один из них сообщает системе о положении и скорости вращения руля. Еще от двух система будет получать данные об угле поворота автомобиля и величине боковых ускорений. По совокупности показаний этих датчиков, система моментально вычислит, состояние автомобиля и начнет управление необходимыми исполнительными механизмами. Она работает всегда, при любом режиме движения, включая разгон, торможение, движение накатом и т.д. Алгоритм работы определяется конкретной ситуацией и типом используемого автомобильного привода. На автомобилях, где установлена АКПП с ЭБУ, система ESP может корректировать действие трансмиссии, производя переключение на более низкую передачу.