Содержание статьи
- 1 Можно ли продлить срок эксплуатации автомобильной батареи
- 2 Подготовка батареи к зарядке и меры предосторожности
- 3 Электрическая проводка автомобиля
- 4 Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?
- 5 Причины выхода аккумулятора из строя
- 6 Как увеличить срок эксплуатации АКБ?
- 7 Почему он умирает
- 8 Действия при разряженном аккумуляторе
- 9 Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля?
- 10 Грамотная зарядка аккумуляторной батареи
- 11 Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
- 12 Срок службы автомобильного аккумулятора – гарантийный, регулируемый, истинный
- 13 Типы современных АКБ
- 14 Принцип работы АКБ и оценка состояния
- 15 Аккумулятор: причины неполадок и их устранение
- 16 Обслуживание аккумулятора
- 17 Контрольно-тренировочный цикл
- 18 Эксплуатация в зимнее время
- 19 Факторы, влияющие на срок службы АКБ
- 20 Уровень электролита
- 21 Профилактика состояния клемм
- 22 Гарантия
- 23 Длительный простой
- 24 Заряжать аккумулятор нужно правильно
- 25 Холодный пуск – профилактический заряд
- 26 Обслуживать или платить?
- 27 Регулярный осмотр
Можно ли продлить срок эксплуатации автомобильной батареи
Одним из самых главных правил, соблюдение которого поможет сохранить работоспособность аккумулятора и увеличить срок службы – не эксплуатировать автомобиль с разряженной батареей, особенно в холодное время года. Это связано с тем, что в мороз, наряду с резко увеличенным расходом энергии, увеличивается время полной зарядки батареи. Особенно актуально соблюдение этого правила при осуществлении коротких поездок по городу – аккумулятор просто не успевает зарядиться. Самым простым способом помочь батарее зарядиться – это перед постановкой в гараж отключить максимальное количество энергопотребителей, и на непродолжительное время оставить двигатель включенным.
Вторым моментом, который позволит продлить время жизни (срок службы) автомобильного аккумулятора, является пуск двигателя. Естественно, в мороз. Перед тем, как заводить авто, имеет смысл «прогреть» аккумулятор, для чего можно включить дальний свет на 10-20 секунд. После этого можно заводить двигатель, помня о том, что крутить стартер более 10-15 секунд на морозе не желательно, а пауза между неудачными попытками должна составлять не менее минуты. При этом, выжимать сцепление необходимо «до упора», чтобы максимально полно разъединить коробку передач и двигатель. На автоматической коробке передач никаких педалей жать, разумеется, не надо.
Регулярный осмотр и очистка клемм аккумулятора – очередной залог его долгого эксплуатационного периода. Для этого целесообразно использовать специальную жидкость, а при ее отсутствии – поможет очистка жесткой щеткой и сухой ветошью. Стоит обратить внимание и на чистоту вентиляционных отверстий. Достаточно регулярно необходимо проверять насколько прочно закреплена батарея, поскольку она крайне негативно реагирует на вибрацию, которая резко сокращает срок эксплуатации. Происходит это из-за банального осыпания активной массы с пластин – от этого не застрахован даже самый дорогой аккумулятор.
Важно! Чтобы увеличить срок службы автомобильного необслуживаемого аккумулятора его необходимо периодически заряжать.
Интенсивность разрушения пластин зависит именно от уровня заряда – чем он ниже, тем процесс быстрее. Осуществлять дополнительную зарядку желательно не менее одного раза в четыре месяца летом, а в зимнее время проводить эту процедуру нужно минимум один раз в два месяца.
Подготовка батареи к зарядке и меры предосторожности
После того как АКБ была обследована и выяснилась необходимость её зарядки, нужно подготовить аккумулятор. Выполняем следующие шаги:
- Снять батарею с автомобиля. При демонтаже обязательно вначале отсоединяется минусовой контакт. Если снять вначале «плюс», то при случайном контакте металлического предмета с корпусом машины произойдёт короткое замыкание.
- Очистить изделие от налётов солей серной кислоты, окисей и смазки. Прочистить соединительные клеммы. Обработать АКБ можно щелочным раствором: нашатырным спиртом или содой.
- Если аккумулятор обслуживаемый, то нужно снять крышки и заглушки. Долить при необходимости воды так, чтобы электролит закрыл пластины.
- Не нужно заряжать устройство только что принесённое с мороза или, наоборот, сильно нагретое. Температура АКБ должна быть комнатной, поэтому батарея должна постоять несколько часов в помещении.
Нужно придерживаться следующих мер безопасности:
- Так как электролиз – это химический процесс, то в процессе работы зарядного устройства будут выделяться легковоспламеняемые газы. Поэтому необходимо, чтобы помещение хорошо проветривалось.
- Не должно быть рядом огня или искр.
- Желательно демонтировать АКБ с автомобиля. Если нет такой возможности, то открутить оба электрических провода («минус» и «плюс»).
После всех процедур переходим к главному этапу.
Электрическая проводка автомобиля
Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:
- работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
- отсутствие поврежденных участков проводки;
- отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.
Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.
Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?
- Испарение электролита. При эксплуатации авто, особенно в летнее время, когда под капотом особенно жарко, происходит испарение воды из электролита. В результате падает уровень электролита, и оголяются пластины аккумулятора. Это очень быстро приводит к их сульфатации;
- Аккумуляторная батарея постоянно не заряжена. Такая ситуация наблюдается при коротком характере поездок и большом количестве потребителей тока в автомобиле;
- Низкая плотность электролита. При низкой плотности электролита он может просто замёрзнуть в мороз. Это грозит тем, что пластины в банках будут покороблены. В этом случае АКБ моментально отправляется на свалку;
- Неисправная электропроводка в автомобиле. Неполадки в бортовой сети автомобиля значительно сокращают срок жизни АКБ автомобиля;
- Неаккуратная эксплуатация. Использование аккумулятора незакреплённым или плохо закреплённым может привести к ударам, опрокидыванию и т. п. В результате может быть повреждён корпус, клеммы, произойдёт замыкание.
Дополнительно можете прочитать статью про обслуживание автомобильных аккумуляторов своими руками.
Причины выхода аккумулятора из строя
Если аккумуляторная батарея просто разрядилась, ее достаточно снять с машины и присоединить к зарядному устройству. После этого ее можно снова эксплуатировать. Но бывают поломки, которые приводят к полному выходу батареи из строя:
- Оплывание активной части цепи в силу возраста или неправильной эксплуатации.
- Замыкание одной из банок вследствие высоких нагрузок, заводского брака или замерзания электролита.
- Повреждение корпуса из-за механического воздействия, замерзания или изначального дефекта.
- Обрыв цепи из-за высоких нагрузок, повреждений или других факторов.
Если диагностирована хотя бы одна из этих поломок, аккумулятор не подлежит ремонту, его нужно просто заменить, если возможно, по гарантии.
Как увеличить срок эксплуатации АКБ?
Перечисленных выше проблем можно избежать, если регулярно осматривать аккумуляторную батарею и проводить профилактические мероприятия. Как правило, это не отнимает много времени.
Итак, что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля:
- Периодичность и процесс зарядки. Специалисты считают, что зарядка аккумулятора кардинальным образом влияет на срок службы АКБ. Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Периодически нужно делать контрольно-тренировочный цикл (об этой процедуре рассказано ниже). Обязательно нужно заряжать аккумулятор после глубокого разряда (оставили фары, обогрев стекла и т. п.). Читайте также о причинах разрядки аккумулятора на автомобиле;
- Электрическая проводка авто. Бортовая сеть автомобиля должна быть исправна и содержаться в полном порядке. Особенное внимание нужно уделить генератору и регулятору напряжения в сети. Также не должно быть повреждённой проводки, окисленных или разболтанных контактов и т. п. Все эти неполадки приводят к увеличению сопротивления. В результате энергия АКБ тратиться на его преодоление и расходуется на выделение тепла. В результате сокращается срок жизни аккумулятора;
- Уровень электролита. Его нужно регулярно проверять и при необходимости корректировать. Под капотом автомобиля в процессе работы поднимается температура. В результате этого дистиллированная вода испаряется, и уровень электролита снижается. Если запустить этот процесс, то могут оголиться пластины батареи. В этом случае происходит их быстрое окисление и последующее разрушение. Обмазка с решёток осыпается и на дне образуется шлам, который иногда вызывает замыкание электродов. Все это значительно сокращает срок жизни аккумуляторной батареи. Поэтому регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллированную воду. Уровень должен быть на 10─15 миллиметров выше свинцовых пластин;
- Поездки в зимнее время. В зимнее время года пуск двигателя затруднён из-за загустевшего масла и замёрзших свечей. Стартер крутит дольше и вытягивает из батареи больший заряд. В то же время, потребителей тока зимой мы включаем гораздо больше, чем летом. Это обогреватели стёкол, зеркал, печка, обогрев руля и сидений. Это плюс к обычным навигации и музыке. В таких условиях аккумуляторная батарея может вернуть заряд только после длительной поездки. В противном случае он будет постоянно не заряжен, что сокращает срок жизни аккумулятора. Поэтому зимой не рекомендуются кратковременные поездки (завелись, проехали 5 минут до магазина, снова завелись и немного проехали обратно);
- Профилактика коррозии клемм. Следите за состоянием клемм аккумулятора. На них не должно быть налёта белого цвета (окислы). Если появились следы окисления, то снимите аккумулятор, промойте клеммы раствором пищевой соды и высушите. Если следы коррозии сильные, то можно обработать их наждачной бумагой. Клеммы должны быть хорошо затянуты, желательно покрыть их специальным составом для контактов. Он продаётся в автомобильных магазинах и стоит недорого;
- Плотность электролита. Плотность полностью заряженной батареи составляет 1,27 гр./куб. см. Рекомендуем проверять это значение через некоторое время после полной зарядки АКБ. Низкая плотность электролита может привести к серьёзным проблемам зимой. Электролит просто замёрзнет. По ссылке можно посмотреть таблицу плотности электролита и связанных с ней характеристик;
- Чистота АКБ. Кому-то это покажется странным, но грязь тоже сокращает срок жизни аккумулятора. Грязь, пыль, подтеки электролита на поверхности АКБ превращаются в проводящий слой, который вызывает разряд батареи и снижение ёмкости. Поэтому хотя бы верхняя плоскость аккумулятора должна быть чистой и сухой. Если позволяет подкапотное пространство, можно сделать некое подобие крышки для АКБ, чтобы на поверхность и клеммы не попадала влага, пыль, масло;
- Периодический осмотр. Для продления срока эксплуатации желательно делать периодический визуальный осмотр аккумулятора. Например, когда проверяете уровень масла в двигателе и охлаждающей жидкости в расширительном бачке, заодно проводите осмотр АКБ. Это позволит своевременно выявлять повреждения корпуса, следы окисления на клеммах, загрязнения аккумулятора;
- При простое автомобиля. Если вы оставляете автомобиль на длительное хранение, то АКБ с него лучше снять, полностью зарядить и хранить отдельно. Это продлит жизнь батареи.
Периодически заряжайте аккумулятор
Проверяйте уровень электролита
Содержите аккумулятор в чистоте
Почему он умирает
Главных причин досрочной смерти аккумулятора всего три.
1. Повышенное напряжение.
2. Глубокий разряд.
3. Постоянный недозаряд.
С повышенным напряжением все одновременно понятно и не понятно. Вольтметра в большинстве машин уже давно нет, поэтому варианта два: либо измерить напряжение на клеммах аккумулятор бытовым мультиметром, либо купить китайский электронный вольтметр, который вставляется в прикуриватель.
А каким должно быть напряжение? Не выше 14,2 Вольт. Но мерить напряжение надо не сразу после того, как завели мотор, а после поездки на включенном двигателе (чтобы потраченный на пуск двигателя заряд восполнился). И желательно мерить напряжение не только на холостых оборотах, но и на 2−3 тысячах об/мин — по этой причине китайский электронный приборчик даже удобнее.
С глубоким разрядом всё яснее. Не допускайте того, чтобы аккумулятор разрядился так, чтобы даже с сигнализации её невозможно было снять.
Глубокий разряд может произойти по нескольким причинам. Самая частая на простых машинах — забыл выключить свет или долго слушал музыку с выключенным мотором. Не у всех машин есть автоматическое отключение потребителей тока через некоторое время, поэтому надо следить за собой всегда.
На крутых навороченных машинах аккумулятор часто разряжается в ноль сам по себе из-за большого числа потребителей типа систем самодиагностики, спутниковых охранных систем и другого. Печально известные примеры — Range Rover и Jaguar. Если на них не ездить пару недель и они будут стоять на улице (особенно в мороз), есть большие шансы не завестись, даже если аккумулятору и года нет.
Действия при разряженном аккумуляторе
Разряженную батарею реанимируют двумя способами:
- буксировка. Запуск двигателя осуществляется посредством разгона автомобиля с последующим включением зажигания и передачи (вторая или третья);
- «прикуривание». Осуществляется посредством автомобиля-донора и «крокодилов» (провода для взаимодействия клемм АКБ). «Крокодилы» подключаются к нужным клеммам на обеих батареях. Красный (традиционно) провод соответствует положительным клеммам, черный провод – отрицательной машины-донора (другой конец подсоединяется к неокрашенной части «разряженного» автомобиля). Сперва нужно запустить мотор автомобиля-донора, после – авто с разрядившейся АКБ.
Что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля?
Каждый раз при выходе из строя аккумулятора, его владельцы думают о том, что было бы неплохо продлить жизнь АКБ. Ведь постоянные траты на покупку аккумуляторной батареи не нравятся никому. В последнее время часто встречаются случаи, когда владельцы автомобилей выбрасывают отработавший аккумулятор через 2─3 года эксплуатации. Конечно, в целом качество продукции на рынке оставляет желать лучшего, но при должном уходе жизнь среднестатистического аккумулятора должна быть примерно 5─7 лет. Как добиться такого результата и увеличить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля.
Все прекрасно понимают, что для долгой и нормальной работы какого-либо устройства за ним требуется регулярный уход. Это относится не только к аккумуляторным батареям, но и к любой другой технике. Производители современных аккумуляторов часто заявляют о том, что их модели не требуют обслуживания в течение всего срока жизни АКБ. Их так и называют ─ необслуживаемые.
Сильно зависит от регулярности его обслуживания. Ниже будут приведены операции, которые желательно проводить на регулярной основе.
Грамотная зарядка аккумуляторной батареи
Процесс:
- снять заглушки с батареи (открутить болты). Это необходимо для свободного выхода газов при зарядке;
- правильно подключить клеммы устройства-зарядника с аккумуляторной батареей;
- включить зарядное устройство. Зарядный ток должен соответствовать 1/10 емкости батареи;
- подзарядка требует контроля за температурой электролита: не более 55 градусов;
- выждать 15-ти минутную паузу (когда выйдут газы) после окончания зарядки и вкрутить пробки.
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
1. Правильный выбор
При выборе новой аккумуляторной батареи обратите внимание на ее характеристики: емкость, пусковой ток, размер. Эти параметры указаны в документации на автомобиль. Перед покупкой нужно посмотреть на дату выпуска, чем свежее аккумулятор, тем дольше он прослужит. Проверьте герметичность корпуса, при любых подтеках от покупки нужно отказываться, сколь ни привлекательной будет цена. Токовыводщие контактны и ручка тоже должны быть новыми.
2. Удаление лишних предметов
При продаже батарея запаковывается в целлофан, могут применяться другие материалы. Перед установкой все это обязательно удалите, то же сделайте с защитными колпачками. К примеру, оставшийся полиэтилен накапливает лишнюю влагу и грязь, это приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора.
3. Исправность сопутствующего оборудования
Здесь нужно обратить внимание на исправность двух главных узлов, работающих с аккумуляторной батареей – стартера и генератора. Стартер – это первое что включается при запуске двигателя, проворачивая его при помощи электроэнергии. Он берет ее непосредственно от аккумулятора, в летнее время требуется ток 100-200 А, в зависимости от модели и типа двигателя, в зимнее время этот показатель возрастает. Если стартер неисправен, он может брать большие токи, которые не обеспечит батарея. Иногда стартер заклинивает, и водителю кажется, что аккумулятор разрядился. Для проверки состояния стартера применяют токовые клещи для постоянного тока.
После запуска двигателя его потребности в электроэнергии обеспечивает генератор, который одновременно заряжает аккумулятор. При этом нормативное напряжение находится в пределах от 12,2 до 13,2 В. Если напряжение ниже, происходит хронический недозаряд батареи, провоцирующий сульфатацию пластин. В результате снижается токоотдача и емкость, уменьшается срок службы батареи. Если значение напряжения выше, то наблюдается перезарядка, электролит кипит, активная масса начинает оплывать, что резко снижает срок эксплуатации аккумулятора. Напряжение измеряется вольтметром на клеммах аккумуляторной батареи при включенном двигателе. В некоторых моделях в систему интегрированы схемы, снижающие напряжение на аккумуляторе после его полной зарядки, что позволяет снизить его износ.
Важный параметр – утечка тока. Она связана с потребителями, подключенными к электрической системе автомобиля. Например, система сигнализации работает при выключенном двигателе, и если она неисправна, то потребляет ток свыше номинала, что приводит к ускоренному разряду. Особенно осторожно нужно относиться в автозвуку, мощные аудиосистемы быстро разряжают аккумулятор и после такого «концерта» он иногда не способен провернуть двигатель. Чрезмерный частый разряд приводит к сульфатации пластин и снижает срок службы аккумулятора. Чтобы проверить, есть ли утечка, требуется отсоединить минусовую клемму от провода и в разрыв поставить амперметр. Его значение не должно превышать 0,04 А.
4. Периодическая очистка
При активной эксплуатации на аккумулятор попадает пыль, грязь, жидкости, проводящие электрический ток. В результате образуется пленка, способствующая его саморазряду. Особенно это заметно, когда он снимается с машины и все равно быстро разряжается. Чтобы этого не случалось, аккумулятор требуется периодически протирать раствором обычной пищевой соды, которая нейтрализует кислотные частицы на его поверхности.
5. Плохой контакт
Чтобы продлить срок службы аккумулятора машины, требуется следить за состоянием токовыводящих контактов. Поэтому их нужно периодически зачищать, чтобы не требовалось преодолевать излишнее сопротивление. Для этого подойдет металлическая щетка, наждачка или специальный чистик.
6. Своевременное обслуживание
Под обслуживанием аккумулятора понимают периодическую подзарядку и доливку дистиллированной воды. Это нужно делать ежегодно весной и осенью, после сильного разряда, поломки генератора и перед дальними поездками. Плотность электролита применяется при комнатной температуре около 20°С. Если она ниже 1,27 г/см³, требуется срочная подзарядка. При доливке дистиллированной воды нужно быть аккуратным, чтобы в него не попала грязь или пыль. Важно знать, что замена электролита никак не повлияет на увеличение срока службы аккумуляторной батареи. Электролит можно добавлять только при заливке сухозаряженного аккумулятора или в тех случаях, когда он пролился в результате каких-то манипуляций.
Срок службы автомобильного аккумулятора – гарантийный, регулируемый, истинный
С причинами разобрались, теперь перейдем к следующему вопросу. Если вы хотите узнать, какой срок годности с года и даты производства батареи и сколько лет она прослужит, то об этом мы расскажем далее. Как правило, во время производства изготовитель дает гарантию на продукцию на определенное количество времени — обычно гарантия составляет от одного года до двух-трех лет. Гарантия — это не реальный срок службы батареи. В большинстве случаев батарея действительно работает в течение всей гарантии от даты производства.
Но гарантия от производства не учитывает такие момента, как:
- Пробег транспортного средства. Одни автолюбители за год проезжают 10 тысяч км, другие умудряются накатать сто тысяч.
- Правильности обслуживания устройства. Если процесс зарядки девайса выполняется неправильно, то срок годности и эксплуатации будет снижен.
- Изначальных характеристик АКБ, заложенных на производстве (автор видео — forkliftkomatsu).
В любом случае, дата выпуска определяется производством. В том случае, если за один год вы проходите около 20 тысяч км пробега, то при правильной эксплуатации аккумулятор прослужит около четырех лет. Если же эксплуатация автомобиля будет более активной, к примеру, если машина используется в такси, то вне зависимости от даты выпуска, срок годности будет более низким. Он составит около 1-1.5 лет. Как правило, при выпуске новых авто производитель регламентирует дату эксплуатации и годности устройства — обычно она составляет полтора года.
Типы современных АКБ
Свинцово-кислотные аккумуляторы по сей день остаются наиболее распространенными. Пластины изготавливаются с различными добавками химических элементов к свинцу. Все батареи можно поделить на 2 вида: обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых есть крышки для доливки дистиллята и выхода газа при зарядке, в необслуживаемых такой необходимости нет. В зависимости от типа АКБ, зарядка их также протекает по-разному. Сейчас используются следующие батареи:
- Обслуживаемые (Lead- Acid) старые модели сурьмянистых и малосурьмянистых батареек. Сурьмянистые не ставят на запуск стартера, работают они в стационарном, буферном режиме.
- Кальциевые и гибридные (Sb/Ca), а также кальциевые с добавлением серебра — следующее поколение АКБ. Здесь практически нет необходимости в их обслуживании.
- Современные АКБ, где электролит не находится в жидком состоянии, а абсорбирован в стекловолокно (AGM-VRLA) или находится в виде геля (GEL-VRLA). Относятся к необслуживаемому виду.
На автомобилях обычно используются аккумуляторы с ёмкостью от 55 Ач до 200 Ач.
Принцип работы АКБ и оценка состояния
Автомобильный аккумулятор в большинстве случаев представляет собой набор свинцовых пластин, соединённых последовательно друг с другом, и серной кислоты, являющейся электролитом. В процессе работы батареи возникает пусковой ток с напряжением около 12 вольт и силой в несколько сот ампер, который используется для запуска стартера, а после АКБ используется в качестве стабилизатора напряжения.
Со временем происходит разрядка аккумуляторной батарейки. Существует мнение, что в периоды работы автомобиля, в том числе и на холостом ходу, происходит восполнение электрической ёмкости аккумулятора, измеряемой в Ач (ампер-часах). Генератор частично заряжает АКБ, однако полной зарядки не происходит. Дело в том, что заряжается аккумулятор через реле-регулятор, которое контролирует весь процесс.
Данное устройство не даёт перезарядиться и вскипеть батарейке, отключая подачу тока на автомобильный аккумулятор. Напряжение, подаваемое реле, составляет 14,1 В. Но для полного заряда нужно 14,5 В. Также при движении по городу, особенно в холодное время года, когда включены дополнительные устройства на автомобиле, двигатель работает на средних и малых оборотах, поездки бывают короткими. Из-за этого АКБ не успевает полностью зарядиться. Поэтому необходима периодическая проверка и подзарядка аккумулятора.
Оценить количество заряда, оставшегося в АКБ, можно 3 способами:
- При помощи зелёного индикатора. Встроенный зелёный «огонёк» является поплавком, который поднимается и опускается в зависимости от плотности электролита. Если это значение не меньше, чем 1,25 г/см
3, то АКБ заряжен более чем на 60 % и индикатор будет зелёным. При низком уровне поплавок не будет виден, и цвет поменяется на чёрный, а в самом разряженном состоянии — прозрачный.
- Тестером или мультиметром. Нужно измерить напряжение на клеммах. При 100 % зарядки оно будет 12,6 В или чуть больше. Если будет менее 10,5 В, то значит АКБ полностью разряжен.
- Нагрузочной вилкой. Наиболее точный метод, показывающий значение напряжения под нагрузкой. Если в этом случае мультиметр будет показывать менее 9 В, то, значит, аккумулятор полностью разряжен.
Проверку АКБ желательно проводить раз в 3 месяца. Перед наступлением холодов обязательно нужно произвести поверку и подзарядку.
Аккумулятор: причины неполадок и их устранение
Неполадка: увеличенная саморазрядка
Причина:
- в электролит проникают вредные примеси;
- доливание в батарею недистиллированной воды.
Устранение неполадки:
- батарея разряжается до уровня напряжения – 1,1 В;
- из батареи изымается отработанный электролит;
- батарея промывается посредством дистиллированной воды;
- заливка нового электролита (сколько требуется по регламенту).
Неполадка: короткое замыкание
Причина:
- разрушение сепаратора и соприкосновение пластин;
- зарядка током высокой мощности.
Устранение неполадки:
- Разобрать АКБ;
- Заменить неисправные электроды и сепараторы;
- Собрать батарею и зарядить.
Неисправность: коробление электродов
Причина:
- зарядный и разрядный ток высокой мощности;
- высокая температура электролита;
- несоблюдение правил запуска мотора стартером.
Устранение неисправности: замена поврежденных электродов в аккумуляторе.
Неисправность: полюсные штыри окисляются
Устранение проблемы:
- снять клеммы со штырей и зачистить их;
- зафиксировать клеммы на штырях и смазать их тонким слоем особой смазки.
Неполадка: образование трещин в моноблоке и его износ
Причина: непрочная фиксация аккумуляторной батареи в слоте либо небрежное обращение с ним.
Устранение проблемы: заливка трещин специальным клеем. Повреждения посерьезней устраняются квалифицированным ремонтом.
Обслуживание аккумулятора
Средний срок службы аккумулятора автомобиля составляет 3-4 года, но при условии правильного обслуживания, его можно существенно продлить. Важно понимать, что пытаться что-то сделать, когда с батареей уже возникли проблемы, нет смысла, обслуживание и комплексный уход нужно начинать сразу после покупки и установки этого узла. Только тогда можно максимально использовать конструктивно заложенный ресурс, увеличив срок его службы.
Контрольно-тренировочный цикл
Выше говорилось о необходимости периодически проводить контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) для аккумулятора. Опытные специалисты говорят, что для продления срока жизни АКБ эту процедуру необходимо проводить раз в год. В чём же она заключается?
Такой цикл включает в себя полную зарядку, контролируемый разряд аккумулятора. После этого батарея снова полностью заряжается. Перед проведением КТЦ аккумулятор снимается с автомобиля. Проводится полная зарядка, после которой замеряется плотность электролита. Для этого существует ареометр. Стоимость в магазинах около 100 рублей. Требуемое значение 1,27 гр./куб. см. Если плотность выше этого значения, то в банки доливают дистиллированную воду, а когда ниже – готовый электролит (предварительно нужно выбрать старый).
После полной зарядки проводится контролируемый разряд. Для этого собирается схема разрядного устройства.
Для этого потребуется реостат с сопротивлением 4─6 Ом, а также амперметр и вольтметр для контроля процесса разрядки. Процесс разрядки проводится, в так называемом 10 часовом режиме. В этом случае ток устанавливается, как 9 процентов от ёмкости батареи. К примеру, для аккумулятора 62 А-ч это значение составит примерно 5,6 ампер. Этот ток разряда нужно поддерживать до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не упадёт до 10,3 вольт. Дальнейшее снижение напряжения не рекомендуется. Если замерить время падения напряжения до 10,3 вольт и умножить его на ток разряда, то вы получите реальную ёмкость вашего аккумулятора. Если нет возможности собрать разрядное устройство, можно просто параллельно подключить к АКБ автомобильную лампочку подходящей мощности, а ток и напряжение контролировать при помощи мультиметра.
После разряда аккумулятора, сразу ставьте его на зарядку. Ток зарядки при этом должен быть не выше 10 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. В процессе зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5─16 вольт. Некоторые опытные аккумуляторщики рекомендуют заряжать аккумулятор 12 часов током 10 процентов от номинальной ёмкости, а затем снизить в два раза и оставить ещё на 12 часов. Так, батарея наберёт максимальную ёмкость. Если регулярно проводить такой контрольно-тренировочный цикл, то можно существенно продлить жизнь автомобильному аккумулятору. Здесь стоит отметить, что такой цикл не рекомендуется делать для кальциевых АКБ. Для них глубокий разряд не рекомендуется. Несколько таких разрядов и их можно отправлять на утилизацию аккумуляторных батарей.
Если вас беспокоит вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, можете прочитать статью по указанной ссылке.
Эксплуатация в зимнее время
Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.
Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:
- не использовать разряженную батарею;
- отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
- не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
- при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
- до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.
Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.
Факторы, влияющие на срок службы АКБ
Выше мы уже упомянули о нескольких факторах, которые могут существенно сократить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Теперь настало время рассказать об этом подробнее.
На сегодняшний день известно множество причин, способных повлечь за собой сокращение срока службы автомобильного аккумулятора, и если вы дорожите своей машиной, то следует их запомнить. Это поможет избежать массы хлопот, связанных с обслуживанием АКБ.
Помните, что регулярная профилактика помогает не только предотвратить появление непредвиденных поломок, но и не допустить преждевременный выход аккумулятора из строя. Словом, профилактика позволяет значительно увеличить срок службы батарей.
Коррозия в контактной паре
К сожалению, контактная пара страдает чаще всего. Это обусловлено климатическими условиями нашего региона и повышенной влажностью воздуха. Коррозия губительна для любых металлических компонентов, поскольку она нарушает их целостность. И компоненты АКБ не являются исключением.
Здесь нужно отметить еще один немаловажный фактор. Коррозия, образовавшаяся на поверхности контактной пары, значительно ухудшает крепление клемм. В результате вибрации, возникающие во время езды, это приводят к короткому замыканию и повреждению аккумулятора.
Быстрая разрядка аккумулятора: поиск и устранение причины утечки тока
Частые короткие замыкания
Еще один фактор, являющийся губительным для АКБ. Оно может возникнуть, например, при прорыве сепаратора. Причиной короткого замыкания может послужить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин, опять же вследствие вибрации. Кстати, подобные случаи возникают довольно часто.
Если вы заметили, что разряда батареи стало не хвать, даже на неделю, и при этом были какие-то неполадки с электросистемой автомобиля, можно смело идти в магазин за новым аккумулятором, поскольку старый уже не восстановить.
Температурный режим
Резкие перепады температур также способствуют быстрому износу аккумуляторной батареи автомобиля. С этим особенно часто сталкиваются дальнобойщики, поскольку они переезжают из одной климатической зоны в другую. Нередко подобная проблема возникает и у обычных автомобилистов, активно эксплуатирующих машину зимой.
Необходимо следить за «зимним» и «летним» режимами эксплуатации. Например, при нагреве до +70 градусов Цельсия может наблюдаться усиленная сульфатация пластин батареи. Решить проблему помогает своевременная десульфатация, которую рекомендуется проводить раз в 2 года. Делается она с помощью подзарядного устройства.
Сколько заряжать автомобильный аккумулятор
Нахождение в разряженном состоянии
Если автомобиль не использовался долгое время, велика вероятность, что вы не сможете завести его с первого раза. Это связано с тем, что за период простаивания аккумуляторной батареи заряд значительно снизился.
Данный фактор является губительным для АКБ, даже именитых производителей. Далее мы поговорим о том, каким образом можно продлить средний срок службы аккумулятора автомобиля.
Чрезмерный заряд
АКБ должен использоваться регулярно и в штатном режиме. Любые экстремальные нагрузки, включая перезаряд, способствуют быстрому износу накопительных элементов. Поэтому превышение положенных норм заряда необходимо избегать. Это поможет увеличить срок эксплуатации аккумулятора, и в целом избавит от множества проблем.
Чем опасен перезаряд автомобильного аккумулятора?
Уровень электролита
В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.
Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.
Профилактика состояния клемм
В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:
- раствор пищевой соды;
- обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
- раствор нашатырного спирта.
После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).
Гарантия
При покупке всегда требуйте гарантию от производителя. Если причиной выхода из строя является заводской брак, чаще всего это замыкание банки, обрыв цепи, течь электролита из-под крышки, — аккумулятор подлежит замене или возврату уплаченных за него денег. Но при этом он не должен быть поврежден, на нем не должно быть следов каких-либо противоправных действия со стороны владельца.
Видео: Как увеличить срок службы аккумулятора в 2 раза. Тестирование и обслуживание самостоятельно!
Таким образом, для продления службы аккумулятора машины не требуется специальных знаний или навыков. Достаточно ответственно относиться к эксплуатации своего автомобиля и его батарея пройдет значительно больше среднестатистического показателя.
Длительный простой
Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.
Заряжать аккумулятор нужно правильно
Чтобы максимально увеличить средний срок службы автомобильного аккумулятора, заряжать его необходимо правильно. При этом, никаких премудростей данного процесса не существует, достаточно соблюдать элементарные и несложные правила, их немного.
- Батарею, только принесенную с мороза в помещение, сразу же заряжать нельзя. Ее необходимо выдержать до тех пор, пока она нагреется самостоятельно, не форсируя процесс нагревательными приборами.
- Если имеется возможность, перед процессом зарядки необходимо проверить количество электролита, и долить дистиллированной воды, если требуется. Пробки нужно оставить открытыми, что позволит парам, образующимся при зарядке, свободно «покидать» аккумулятор.
- Ошибка, которую, допускают даже опытные автомобилисты – переполюсовка при подключении батареи к зарядному устройству. Перепутанные плюс и минус могут никак не сказаться на жизнеспособности, но вполне могут стать причиной выхода аккумулятора из строя без возможности восстановления и на этом срок службы аккумулятора можно считать законченным.
- Для зарядки необходимо использовать лишь заводскую «зарядку», которая, в отличие от кустарной, гарантированно не выведет батарею из строя. Важным моментом является выбор значения зарядного тока – он не должен быть чрезмерно высоким, нормальным считается 1/10 от номинальной емкости самого аккумулятора. Времени для полной зарядки батареи потребуется не меньше 10-ти часов.
Внимание! Заряжать аккумулятор необходимо в помещении, оснащенным очень хорошей вентиляцией, поскольку активно выделяемый при этом газ достаточно токсичен.
Холодный пуск – профилактический заряд
Зима для наших с вами АКБ это еще то испытания. При крайне отрицательных температурах он очень плохо берет заряд (однако все же берет). При холодном пуске, помимо того что батарея сама по себе (от холода, потеряла часть емкости), так еще и двигатель нужно прокрутить. Вот вы запускаете мотор, далее пару-тройку минут его прогреваете, 10 минут до работы, батарея не успела взять заряд потраченный при пуске. Затем вы идете на работу, машина опять весь день на морозе и опять холодный пуск – недозаряд. И все это может повторяться каждый день.
Для того чтобы увеличить срок службы, вам нужно делать профилактический заряд, хотя бы раз в месяц-два (причем чем холоднее у вас в регионе, тем чаще его нужно проводить). Если у вас нет зарядника, тогда есть простой способ подзарядить АКБ – просто делайте длительные поездки хотя бы раз в неделю-две (от 40 минут и выше). Тогда ваша батарея и прогреется и подзарядиться.
Обслуживать или платить?
Как видите, ничего особенно сложного в регулярном обслуживании аккумулятора нет. По крайне мере, визуально контролировать состояние аккумулятора и уровень электролита может каждый. В случае отклонения от нормы можно обратиться к специалистам за помощью на ранней стадии какой-то проблемы, а не в запущенном состоянии.
Регулярный осмотр
Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.
Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?
- Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
- Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
- Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
- После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.
Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.
- https://mashintop.ru/articles.php?id=2204
- https://3batareiki.ru/akkumulyatory/prodlenie-rabotosposobnosti-akkumulyatora-avtomobilya
- https://priem-akkumulyatora.ru/stati/kak-prodlit-zhizn-akkumuljatoru-avtomobilja/
- https://akbinfo.ru/ustrojstvo/kak-prodlit-zhizn-akkumulyatoru-avtomobilya.html
- https://ZaphastiVaz.ru/zarubezhnye-avtomobili/kak-dat-vtoruyu-zhizn-akkumulyatoru-avtomobilya.html
- https://svpressa.ru/auto/article/292575/
- https://auto-self.ru/srok-sluzhby-akkumulyatora-avtomobilya-kak-prodlit/
- https://avtocity365.ru/avtomobilistu-v-pomoshh/kak-prodlit-srok-sluzhby-akkumulyatora/
- https://labavto.com/srok-sluzhby-akkumuljatora-avtomobilja/
- https://avtomobilprost.ru/srok-sluzhby-akkumulyatora-avtomobilya.html