Замена ремня грм Ваз 2109: метки грм Ваз 2109, как выставить по меткам грм

Содержание статьи

Когда требуется замена ремня ГРМ?

Заводом-изготовителем определена периодичность замены ремня привода распределительного вала на ВАЗ 2109 каждые 75 тыс. км. Однако владельцы автомобилей предпочитают не доводить пробег до указанного значения, выполняя ремонт через 50-60 тыс. км. Это связано с эксплуатацией техники в условиях перепадов температур, а также из-за нестабильного качества комплектующих.

Для подстраховки рекомендуется проводить регулярный осмотр состояния ремня. Процедура проводится ежегодно либо через 10-12 тыс. км пробега. Для проведения контроля требуется снять пластиковую крышку привода.

Ремень подлежит замене в следующих случаях:

  • при обнаружении потертостей;
  • при наличии надрывов и расслоений;
  • при появлении замасливаний (дополнительно требуется обнаружить и устранить источник течи моторного масла).

Подготовительные операции

Менять помпу и ролик — это обязательное условие, что бы через тысячу километров пробега не разбирать все снова. А вот шкива это решать вам, цена вопроса 150 рублей за пару. Встречались машины где немного погнутый шкив заставлял ремень сползать и постепенно его стирало, уменьшая срок службы. На этой машине ремень стерло в половину.

Изношенный ремень ГРМ на шкиве

Изношенный ремень

Интервал замены

Мы рекомендуем вам периодически контролировать состояние ремня, чтобы исключить досадные последствия и не искать того, кто дотащит до автомастерской. Замену производить каждые 40 000 километров.

А вот собственно и сам пациент.

Под капотом

Все что нам понадобится.

Ремень ГРМ, шкивы и помпа

Откручиваем три болта на десять крепления защитной крышки ГРМ и снимаем ее.

Защитная крышка

Далее ослабляем гайку на тринадцать крепления генератора и выкручивая натяжной болт на десять.

ГРМ

Генератор отводим к двигателю и снимаем ремень.

Генератор

Выставляем верхнею мертвую точку

Снимаем защиту двигателя и сливаем антифриз. Выставляем метку распредвала, крутя по часовой стрелки коленвал. Отлив на шкиве должен быть напротив загиба крепления защитной крышки.

Метка распредвала

Откручиваем болт крепления шкива коленвала. Сажаем помощника в салон и заставляем включить пятую передачу и нажать на тормоз. А сами в это время легко и непринужденно откручиваем болт используя головку на 19 и трубу метра полтора. Закручен должен быть на совесть, а еще некоторые умельцы смазывают его герметикам и ждут после этого добрых слов в свой адрес.

Шкив коленвала

С левой стороны видим датчик положения коленвала. Он понадобится нам для последующей проверки правильности установки ремня ГРМ. Снимаем шкив коленвала и видим совпадение меток.

Метка коленвала

Подготовка

Наличие хотя бы одного из перечисленных выше пунктов вынуждает автолюбителя подготовиться к ремонтным работам. Замена ремня грм ваз 2109 не требует особых условий (смотровая яма, эстакада), сложных инструментов, дорогостоящих приспособлений. Достаточно иметь ровную площадку, хорошую подсветку, обычный набор рожковых, торцевых ключей (включая баллонный, свечной), отвертку с плоским концом, домкрат, запасной ремень, натяжной ролик. Единственным исключением является регулировочное приспособление для проворачивания эксцентрика вокруг оси с последующей фиксацией гайкой. При отсутствии в отверстия натяжного узла вставляются винты соответствующего диаметра, помогающие отверткой удержать его от прокрутки. Удобнее мероприятие проводить вдвоем. Помощник может быть полезен для нажатия на педали тормоза, сцепления, переключения передач, организации удобной подсветки. Следует помнить об отличиях конструкций авто ваз 2109 с карбюратором, инжектором.

Основные неисправности ГРМ двигателя ВАЗ 2109

К ним можно отнести следующие:

  • нарушен тепловой зазор клапанов;
  • изношены подшипники распределительного вала или кулачки;
  • сломаны пружины клапанов;
  • зависли клапаны;
  • растянут или ослаблен ремешок (проскакивает или сползает, возможно, перескакивает, если зубья изношены);
  • повреждён зубчатый шкив распредвала;
  • изношены маслосъёмные колпачки (стержни клапанов или направляющие);
  • нагар на тарелке клапанов.

Есть несколько факторов, которые характерны также и для неисправностей кривошипно-шатунного механизма:

  • общий износ элементов силового агрегата, вызванный выработкой основного ресурса, определенного заводом-изготовителем;
  • нарушены правила эксплуатации двигателя (сюда можно включить использование низкосортного топлива, некачественного масла, продолжительная работа на высоких оборотах).

Одна из самых серьезных неисправностей, которая может случиться, – это так называемое зависание клапанов. Такая поломка приводит к полному отказу двигателя и дорогостоящему ремонту. Причин может быть две.

Факторы, что вызвали неисправность

Первый – это эксплуатация на низкосортном топливе, в результате чего на стержнях клапанов отлагается смола. Второй фактор – это резонанс, вызванный сломанными пружинами. В этом случае когда поршень достигает ВМТ, клапан не успевает до конца сесть в седло. Подобная проблема встречается крайне редко, но знать об этом не помешает.

Распространенная неисправность с нарушением теплового зазора возникает по причине изношенности подшипников или кулачков распредвала. Также, возможно, шкива распределительного вала. Нередко причиной является некорректная регулировка зазора или неправильный подбор шайбы.

На самом деле грамотно диагностировать неисправности ГРМ довольно сложно, так как признаки могут указывать и на другие узлы и агрегаты двигателя, не связанные с ГРМ.

Поэтому диагностика поломок механизма газораспределения зачастую сопряжена со снятием крышки головки блока цилиндров для визуального осмотра состояния элементов. Неисправность ГРМ в любом случае приводит к нарушению фаз газораспределения, как следствие наблюдается нестабильная работа двигателя, невозможность набора мощности и т. д.

Признаки неполадок

Провести диагностику можно и самостоятельно, если обратить внимание на явления, явно или косвенно указывающие на проблемы с газораспределением:

  • на малых и средних оборотах слышен стук в головке блока цилиндров;
  • снижена мощность силовой установки;
  • металлический стук при запуске двигателя, который по мере прогрева проходит;
  • шумит привод распредвала;
  • в выхлопной системе сильные хлопки;
  • отработанные газы имеют синий оттенок;
  • наблюдается повышенный расход масла;
  • детонация двигателя при наборе оборотов;
  • мотор перегревается;
  • провалы при работе двигателя.

Для точной диагностики лучшим вариантом будет обращение в специализированный центр. Затягивать с такими неисправностями не следует, так как последствия могут быть серьёзными.

Обратная сборка

Далее все собирается в обратном порядке. Сначала ставят шкив коленчатого вала. Чтобы затянуть болт, снова устанавливают четвертую скорость и выжимают педаль тормоза, после чего болт затягивается головкой с большим усилием при помощи ворота.  Устанавливается на место ремень генератора, шкивы разводятся при помощи трубы, ворота или небольшой монтировки. Это нужно для хорошего натяжения генераторного ремня, после чего затягивается гайка при помощи ключа с карданчиком. Процедура подтягивания несколько раз повторяется. Этот ремень должен быть натянут очень туго и практически не прогибаться от усилия руки.

Замена помпы

Откручиваем гайку на 17 натяжного ролика и снимаем его вместе с ремнем. После чего откручиваем болт шкива распредвала и снимаем последний.

Аккуратно не потеряйте шпонку.

Откручиваем все что крепит защитный металлический щиток, а именно одну гайку на десять и болт  крепления крышки, три болта крепления помпы.

Снятый шкив распредвала

Снимаем защитную крышку и помпу. Может выльется антифриз, оставшийся в блоке, если вы его не слили. Аккуратно он сладкий.

Двигатель без шкивов и помпы

Отчищаем все детали от масла и остатков ремня, а также посадочное место помпы от старой прокладки и герметика.

Место помпы

Смазываем герметиком прокладку новой помпы и ставим на место. Ставим металлическую защиту и закручиваем все болты и гайки, крепящие ее.

Болты помпы закручиваем равномерно по кругу, после проверяем крутится ли помпа.

Недавно принес клиент оригинальную помпу у которой оказались лепестки немного больше и после установки она закусывала. Пришлось доработать болгаркой и несколько раз снимать мерку. Вот такие у нас запчасти.

Проверяем не потерялось ли шпонка на распредвале и ставим шкив. Затягиваем его болт на семнадцать.

Демонтаж

Чтобы грамотно выполнить замену РГРМ, вам необходимо для начала демонтировать элемент. На процесс может уйти достаточно много времени, хотя сама по себе работа не относится к категории очень сложных.

 

  1. Снимите кожух, закрывающий ремень, шкивы, демонтируйте натяжной ролик и остальные элементы, относящиеся к газораспределительному механизму.
  2. Крышка удерживается с помощью трех крепежных болтов, потому со снятием проблем возникнуть не должно.
  3. Снимите ремень генератора. Так вы получите доступ к искомому объекту — ремню ГРМ. Чтобы сделать это, опустите немного вниз стопорный болт и пододвиньте генератор в сторону двигателя. Так ремень ослабнет, что позволит легко его снять.
  4. Выставите механизм газораспределения по меткам. Для начала нужно установить в необходимое положение коленчатый вал. Это делается путем его проворачивания и просмотра через люк на корпусе сцепления.
  5. Прекращайте вращение, как только отметка на маховике коленчатого вала совпадет с отметками на корпусе. Это говорит о том, что поршень первого цилиндра оказался в ВМТ — верхней мертвой точке.
  6. Удостоверьтесь в том, что метка, имеющаяся на шестеренке распределительного вала, находится на одном уровне с отметкой, нанесенной на металлическом корпусе.
  7. Выставив метки, можно приступать к процедуре демонтажа старого изношенного ремня газораспределительного механизма.
  8. Отпустите и отведите в сторону натяжной ролик. Так вы ослабите натяжение ремешка. Как результат, его можно снимать с занимаемой позиции.
  9. Далее нужно сбросить ремень с шестерни коленчатого вала. Для этого предварительно снимается шкив.
  10. С демонтажем шкива проблем возникнуть не должно, поскольку снимается он так. Сначала снимите правое колесо, поверните руль вправо и вы получите доступ к боковому щитку. Щиток снимается, а за ним уже располагается шкив коленчатого вала. Актуально для карбюраторов и инжекторов.
  11. Если ваш ВАЗ 2109 имеет инжекторный двигатель, для снятия шкива потребуется зафиксировать коленчатый вал. Сделать такую процедуру не сложно. Вставьте длинную отвертку в специальный люк, где расположена метка маховика. Так коленчатый вал зафиксируется в необходимом положении, потому вы сможете легко открутить ваш шкив.
  12. На карбюраторном ВАЗ 2109 фиксацию следует выполнить непосредственно на шкиве.
  13. Прежде чем приступить к снятию ремешка газораспределительного механизма, изучите состояние водяного насоса и натяжного ролика. Также следует проверить, исправна ли ось натяжного ролика и шестерни ГРМ.
  14. При наличии повреждений дефектные элементы обязательно подлежат замене.
  15. Проверьте, в каком текущем состоянии находятся сальники распределительного и коленчатого вала.

Процесс демонтажа
Процесс демонтажа

Специалисты сходятся во мнении, что при замене ремня газораспределительного механизма следует также менять ролики и помпу. Но это рекомендация, а не обязательное условие.

Проверка ремня привода ГРМ на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Проверка ремня привода ГРМ проводится раз за 15 тысяч км пробега. Проверяется следующее:

— степень износа ремня ГРМ;

— степень натяжения ремня ГРМ.

Проверка ремня привода ГРМ

Установка ремня грм на ваз 2109 инжектор.

Перед тем как поставить ремень проверьте ещё раз все метки. Когда ставите ремень не должно быть провисания ремня между шестернями распредвала и коленвала, иначе метки уйдут. Лучше всего чтобы ремень в этом месте был чуть-чуть натянут. Допускается расхождения меток примерно в пол зуба шестерни. Ставим натяжной ролик. Перед ним на болт надевается шайба, а уже потом сам ролик.

Снятие старого ремня ГРМ

Как поменять ремень ГРМ ВАЗ 2109

Итак, замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 инжектор, прежде всего, продиктована тем,  что при обрыве может погнуть клапана и потребуется ремонтировать ГБЦ.  При этом важно знать не только то, как поменять сам ремень, но и как выставить ГРМ ВАЗ 2109 правильно при замене.

Для замены  нужно заранее подготовить набор ключей или головок, отвертки, сам зубчатый ремень ГРМ,  натяжной ролик, при необходимости замены также водяной насос (помпу) и шпильку для натяжителя. Теперь можно переходить к самой замене.

  • В случае с ВАЗ 2109 следует оставить машину на ручник, после чего под задние колеса подложить противооткатные упоры;
  • Затем болты на правом переднем колесе нужно ослабить;
  • Далее правую сторону авто следует поддомкратить, снять колесо, подложив его под картер мотора для страховки;
  • Теперь можно открыть капот, ключом «10» открутить 3 болта, которыми закреплен защитный кожух ГРМ;
  • Следующим шагом будет ослабление гайки на генераторе и снятие ремня привода генератора. Основная задача — ослабить верхний стопорный болт и сдвинуть генератор к двигателю, благодаря чему привод ослабнет и его можно снять. Ремень нужно снимать, так как нужен доступ и потребуется демонтаж шкива коленвала.

Теперь при помощи ключа «19» следует открутить болт, фиксирующий шкив коленвала. На моделях с карбюраторам в прорезь шкива  можно вставить отвертку, стальной пруток или ключ, чтобы зафиксировать вал от прокручивания.

На инжекторных версиях потребуется удерживать отверткой маховик, чтобы он не проворачивался, параллельно откручивая  болт шкива. Также есть решение пригласить напарника, включить пятую передачу в салоне и нажать на  педаль тормоза.

  • Открутив болт, далее следует ослабить натяжной ролик ВАЗ 2109 для более легкого снятия ремня. Гайка выкручивается ключом «17». Сам ролик ГРМ ВАЗ 2109 можно снять, так как обычно его нужно менять вместе с ремнем. Обратите внимание, важно не потерять подложенные шайбы.
  • Сняв ремень со шкивов, параллельно нужно проверить помпу. Помпа не должна течь, люфтить, шкив должен нормально проворачиваться. Кстати, если водяной насос не в порядке, по краю ремня можно увидеть сильную выработку. Если признаки указывают на проблемы, помпу нужно заменить.

Кстати, помпа меняется каждую вторую смену ремня, так как насос служит около 100 тыс. км. При этом натяжной ролик требуется менять при каждой смене ремня, то есть замена ремня и ролика выполняется параллельно.

Как поменять ремень на ВАЗ 2109?

Для замены ремня распредвала на ВАЗ 2109 не требуется смотровой ямы и специального инструмента. Владелец способен выполнить работу самостоятельно в течение 2-3 часов. Для осуществления ремонта необходимо приобрести запасные части — ремень и натяжной ролик.


Схема ГРМ на двигателе ВАЗ 2109

На схеме обозначены узлы:

  • 1 — шестерня коленчатого вала;
  • 2 — шестерня помпы;
  • 3 — натяжитель;
  • 4 — скоба с меткой положения;
  • 5 — шестерня распределительного вала;
  • 6 — ремень;
  • 7 — буквами A, B, C и D обозначены метки на шестернях и корпусе.

Инструменты и материалы

Перед тем как менять детали, потребуется приготовить:

  • набор гаечных ключей или головок (с размерами 8, 10, 17 и 19 мм);
  • отвертка с толстым плоским жалом;
  • ключ для проворачивания натяжного ролика (фабричный или самодельный);
  • свечной ключ;
  • маркер для нанесения отметок на деталях;
  • ветошь для протирки крышки;
  • ремень привода распределительного вала;
  • натяжной ролик.

При отсутствии специального ключа допускается установка ролика при помощи двух подходящих штифтов (например, гвоздей или болтов) и плоскогубцев. Штифты вставляются в направляющие отверстия и проворачиваются пассатижами.

Выбор ремня

При приобретении ремня необходимо обращать внимание на фирму-изготовитель. По отзывам сервисных станций и владельцев, оптимальным соотношением цена-качество обладает продукция заводов Gates и Contitech. Рекомендуется установка натяжных роликов Gates, имеющих однорядный шариковый подшипник и рабочую часть, состоящую из двух сегментов.


Внешний вид ролика Gates

Инструкция по замене ремня на авто с карбюраторным двигателем

Для обеспечения беспрепятственного снятия ремня на моторе ВАЗ 2109 с карбюратором необходимо:

  1. Установить машину на удобное место (гараж или открытую площадку). Включить передачу и зафиксировать стояночный тормоз.
  2. Повернуть рулевое колесо вправо до упора, освободив доступ к правому брызговику.
  3. Демонтировать брызговик двигателя на правой стороне. Детали крепятся болтами под ключ размером 8 мм. Ряд владельцев демонтируют только крепления по нижней части арки и отгибают щиток в сторону, обеспечивая доступ к шкиву коленвала.
  4. Ослабить гайку нижнего крепления генератора к двигателю (ключом на 19 мм).
  5. Отпустить верхнюю точку установки генератора (на 17 мм). Сдвинуть узел в сторону, снизив натяжение ремня привода ротора.
  6. Удалить ремень со шкивов. Некоторые владельцы не пользуются таким способом снятия детали, проводя ее демонтаж при удалении шкива с коленчатого вала.
  7. Выкрутить три болта крепления пластикового защитного кожуха на двигателе. Операция выполняется ключом на 10 мм. В конструкции крепления имеются дистанционные втулки, подложенные под болты.
  8. Снять кожух, вытянув его вверх. Протереть внутреннюю поверхность от грязи ветошью.
  9. Вынуть из смотрового лючка картера коробки передач резиновую крышку. Заглушка располагается над маховиком двигателя.
  10. В полученное отверстие вставить отвертку, которая зафиксирует маховик и коленвал двигателя.
  11. Отвернуть болт крепления шкива коленчатого вала (на 19 мм). Из-за большого момента затяжки требуется использовать удлинитель, который надевается на вороток или ключ. При откручивании гайки отмечены случаи выпадения отвертки, поэтому на этом этапе рекомендуется прибегнуть к помощи второго человека.
  12. Снять шкив с вала. Проверить состояние уплотнительного сальника. При обнаружении малейших отпотеваний масла деталь необходимо заменить. Если оставить старый сальник, то возникает риск попадания масла на поверхность ремня, что приводит к его разрушению.
  13. Вкрутить болт на штатное место.

Демонтаж старого ремня

Последовательность снятия старой детали:

  1. Выкрутить свечи из цилиндров, что облегчит процедуру проворачивания коленчатого вала.
  2. Провернуть коленчатый вал за болт шкива и совместить метки на шестерных и корпусе. Рекомендуется выполнить несколько оборотов вала, чтобы убедиться в корректности фаз газораспределения. Точность совмещения позволит далее правильно выставить фазы.
  3. Отметить маркером взаимное положение ремня на всех шестернях. Метка наносится одновременно на сам ремень и шестеренку.
  4. Отвернуть ключом на 17 мм гайку крепления натяжного ролика (на 0,5-1,0 оборота).
  5. Ослабить натяжение ремня провернув ролик ключом или штифтами с плоскогубцами.
  6. Удалить старый ремень с двигателя.
  7. Приложить старую деталь к новой и перенести метки. Для взаимной фиксации деталей используются струбцины или зажимы.
  8. Снять натяжной ролик. Узел рекомендуется менять вместе с ремнем, вне зависимости от состояния.

Установка нового ремня

Монтаж новых деталей состоит из шагов:

  1. Поставить на штатное место новый натяжитель.
  2. Надеть на шестерни ремень, соблюдая метки. Если требуется корректировка положения, то она выполняется поворотом коленчатого вала по часовой стрелке на небольшой угол.
  3. Провернуть натяжной ролик, обеспечив натяг ремня.
  4. Затянуть крепление ролика с моментом 40-42 Н/м.

После установки деталей на место некоторые владельцы проверяют соосность расположения шестерен. Из-за перекосов и биений происходит преждевременное разрушение и обрыв ремня, а также его сползание. Одной из причин может быть износ подшипников помпы, который определяется покачиванием вала за шестерню. При обнаружении люфта помпу необходимо менять, поскольку кроме разрушения ремня есть риск течи охлаждающей жидкости.

Распространенной причиной биений является деформация крепежной шпильки ролика, которая возникает при затяжке гайки. Шпильку можно заменить на новую, но допускается установка регулировочных шайб самостоятельного изготовления. Материалом для деталей, имеющих форму полукруга, являются жестяные банки. Полукольца подкладываются под натяжитель в зависимости от направления изгиба шпильки.


Места установок полуколец

Еще одной причиной может стать низкое качество ролика. Особенно это касается деталей от неизвестных изготовителей. Рекомендуется при покупке проверять биение подшипника и ровность беговой поверхности. Подшипник необходимо открыть (снять уплотнитель) и заполнить полость дополнительной смазкой (Литол-24). Подобная манипуляция продлит срок эксплуатации узла и снизит шумность работы.

Контроль меток ГРМ

Поскольку схема ГРМ проста, то контроль меток выполняется следующим образом:

  1. Выполнить два оборота коленчатого вала вращением вручную.
  2. Проверить совпадение меток и натяжение ремня. Если произошло смещение фаз, то придется повторить процедуру установки и натяга ремня.
  3. При совпадении меток необходимо произвести обратную установку деталей.

Инструкция по замене ремня на авто с инжекторным двигателем

Инжектор устанавливался только на один тип моторов «девятки» — с рабочим объемом цилиндров 1,5 л. Применение системы впрыска топлива не вызвало корректировок схемы привода распределительного вала. Процедура замены ремня ГРМ на ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем практически не отличается от перечня работ на карбюраторной машине.

Отличием является демонтаж старого ремня, при котором понадобится:

  1. Снять с двигателя датчик положения коленчатого вала, установленный рядом со шкивом. Для демонтажа требуется отстегнуть штекер проводки, а затем отвернуть болт крепления датчика. После этого сенсор вынимается из направляющего отверстия.
  2. Для ослабления натяжки ремня привода вспомогательных агрегатов требуется отвернуть гайку М13, установленную на генераторе.

Тонкости замены ремня ГРМ на инжекторной машине показаны в видеоролике от канала «Alex ZW».

При обратной сборке тоже есть несколько отличий:

  1. Требуется установить соответствующим образом шкив коленчатого вала. Для этого необходимо выставить верхнюю мертвую точку в первом цилиндре — по метке на маховике и на картере. При этом совпадет метка шестерни распредвала с засечкой на пластине. Установленный шкив должен располагаться напротив датчика началом 20-го зуба, отсчитанного от двух пропущенных.
  2. Зазор между датчиком и шкивом должен составлять 0,4-1,0 мм.
  3. После окончания сборки провести запуск и проверку работы двигателя.


Контрольные точки на шкиве

Проверка натяжения ремня ГРМ

При корректной силе натяжения ремня длинная ветвь должна поворачиваться на 90º путем воздействия большого и указательного пальца руки. Для выполнения проверки не должно требоваться большого физического усилия. При перетяжке возникают дополнительные нагрузки на подшипники помпы и натяжного ролика, которые выводят их из строя. Чрезмерный натяг вреден и для самого ремня, который может оборваться во время работы двигателя.

Как определить необходимость замены

Если, сняв кожух и произведя визуальный осмотр, вы обнаружили:

  • Наличие масла на ремне
  • Чрезмерный износ зубцов, расположенных на внутренней поверхности либо трещины
  • Расслоения, порезы, складки либо выпуклости
  • Появление ниток либо разлохмачивание поверхности

Необходима срочная замена ремня грм на ваз 2109.

Инструмент

Чтобы замена ремня грм ваз 2109 прошла успешно, вам следует подобрать инструмент.
Вам понадобится:

  • Накидной ключик на «17»
  • Ключик на «15»
  • Специальный ключ, чтобы отрегулировать натяжной ролик
  • Монтажная лопатка либо большая прочная плоская отвертка
  • Съемник стопорных колец.

Переходим к замене

Чтобы заменить ремень грм ваз 2109, выполняем следующие действия:

  • Отключаем клемму «минус» от АКБ (аккумулятор)
  • Отворачиваем три болтика и снимаем переднюю защитную крышку привода газораспределения
  • Снимаем приводной ремень генератора (для этого ослабляем боль крепления генератора и болт на регулировочной планке генератора, далее сдвигаем генератор)
  • Устанавливаем поршень в первом цилиндре в положение верхней мертвой точки (ВМТ).
  • Для этого поворачиваем коленвал за болт, крепящий шкив коленвала так, чтобы отметка на шкиве распредвала была напротив отметки, расположенной на крышке привода газораспределения
  • Отворачиваем ключом «17» болт, крепящий шкив коленвала, фиксируем вал от прокручивания отверткой, либо монтажной лопаткой

Выкручиваем болт, крепящий шкив коленвала

Выкручиваем болт, крепящий шкив коленвала

  • Снимаем шкив с коленвала
  • Ключом «15», откручиваем болт, крепящий натяжной ролик, затем немного поворачиваем ролик, чтобы снизить натяжение ремня газораспределения

Откручиваем болт, крепящий натяжной ролик

Откручиваем болт, крепящий натяжной ролик

  • Снимаем изношенный приводной ремешок распределительного вала

Снимаем старый ремень газораспределения

Снимаем старый ремень газораспределения

  • Устанавливаем новый ремень на шкив коленвала

Надеваем новый ремень на шкив коленвала

Надеваем новый ремень на шкив коленвала

  • Перед тем, как заменить ремень грм на ваз 2109, вам следует все тщательно подготовить, очистить от смазки и грязи шкивы, и ролик – натяжитель
  • Если необходимо либо детали сильно загрязнены, можете воспользоваться Уайт — спиритом либо смоченной бензином ветошью
  • Проверяем, чтоб совпадали регулировочные метки, затем на шкив распредвала, надеваем ремень, натягивая ведущую ветвь, чтобы не провисала
  • Обязательно убедитесь, что отметки на задней крышке и шкиве совпадают
  • Надеваем ремень на колесо водяной помпы и натяжной ролик

Надеваем ремень на шкив помпы и ролик - натяжитель

Надеваем ремень на шкив помпы и ролик — натяжитель

  • Устанавливаем шкив коленвала и затягиваем болт, крепящий его моментом 99-110 Ньютонов на метр (либо 9,9-11,0килограмм силы на метр)
  • Затем натягиваем ремень при помощи ролика — натяжителя и зажимаем гайку, крепящую ролик

Примечание: Чтобы натянуть ремень при помощи ролика вам потребуется специальный ключ.
Если у вас ключа нет, тогда вставьте пару подходящих по диаметру металлических стержня в отверстия ролика. Зафиксируйте отвертку между стержней и проворачивайте ролик, тем самым, натягивая ремень. Затем затяните гайку.

  • Проверяем натяжение ремня газораспределения. Он должен проворачиваться двумя пальцами от руки на 90 градусов
  • Прокручиваем коленвал на два оборота и снова проверяем натяжение
  • При необходимости, снова регулируем натяжение
  • Устанавливаем обратно пластмассовую крышку (кожух) привода ГРМ, затем возвращаем на место ремень генератора, не забываем отрегулировать его натяжение

На этом замена ремня грм на ваз 2109 завершена, как вы убедились она не требует много времени и сил, а так же специальных навыков.

Как поставить ремень ГРМ по меткам правильно и проверить натяжение

Как заменить ремень ГРМ натяжение ремня ГРМ ВАЗ 2109

Идем далее. Сняв старый ремень ГРМ 2109, а также проверив помпу, можно переходить к установке нового ремня. При этом важно знать, как выставить ремень ГРМ ВАЗ 2109 правильно.

Чтобы выполнить монтаж, потребуются два ключа (на 17 и на 19), плоская отвертка, а также лампа или фонарь для освещения. Сначала требуется установить новый натяжной ролик ВАЗ 2109, далее потребуется выставить механизм, опираясь на метки ваз 2109.

При помощи ключа шкив распредвала нужно провернуть до момента, пока метка на шкиве не совпадет с планкой, прикрепленной к блоку двигателя. Далее распредвал нужно стараться не проворачивать в процессе выполнения работ.

Чтобы выставить  ГРМ ВАЗ 2109:

  • сначала нужно выставить метку на распределительном валу;
  • затем осуществляется проверка совпадения меток на шкиве коленчатого вала;
  • для точной проверки нужно свериться с метками на маховике;

Если подробнее, на коленчатый вал  нужно наживить болт, чтобы получить возможность выставить шкив по меткам. Коленвал прокручивается  до момента, пока метка на шкиве не займет строго вертикального положения.

Для проверки следует вынуть резиновую заглушку в картере сцепления и через смотровое окошко взглянуть на маховик. На маховике есть метка в виде риски, которая в норме должна совпасть с прорезью на планке, которая прикручена к блоку ДВС.

Теперь потребуется надеть ремень (сначала надевается на шкив коленвала, после на шкив распредвала).  Надевать новый ремень ГРМ нужно сначала на шкив коленчатого вала, после нижнюю ветвь заводят за шкив помпы, пропускают справа от натяжного ролика, также вторую ветвь накидывают на зубчатый шкив распредвала.

Для регулировки натяжения ремня в ролик ВАЗ 2109 вставляется особый ключ. Если ключа нет, можно пользоваться отверткой, а также взять пару саморезов, гвоздей и т.п. Далее с помощью ключа или отверткой, вставленной между винтами натяжного ролика, следует провернуть ролик против часовой стрелки. Это позволяет натянуть ремень.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой ремень ГРМ лучше выбрать. Из этой статьи вы узнаете о лидирующих производителях ремней ГРМ, а также о том, как выбрать ремень механизма газораспределения и на каких производителей лучше обратить внимание.

Натяжение контролируется таким образом, что если на самом длинном отрезке удается провернуть ремень не более, чем на 90 градусов, тогда это норма. Отклонения будут указывать на перетянутый или ненатянутый ремень. В этом случае нужны регулировки.

Например, если ремень ГРМ перетянут, тогда его требуется ослабить, воздействуя на натяжной ролик. Потребуется сначала ослабить гайку ролика, после чего повторить натяжку ремня. Важно понимать, что при сильном натяжении уменьшается как срок службы ремня ГРМ, так и подшипников помпы и натяжителя.

Другими словами, ремень должен проворачиваться с определенным усилием, однако небольшим. Отклонение от нормы регулируется натяжителем (поворот ролика против часовой стрелки).

Отрегулировав ремень, обратно устанавливается крепежный болт привода генератора, после чего головкой «19» проворачивается болт коленвала на 2 оборота по часовой стрелке. Это нужно, так как требуется еще раз проверить совпадение меток по окончании всех работ.

Провернув коленвал ключом, контролируются метки. Если все метки совпали и ремень нормально натянут, двигатель можно запускать. Убедившись в том, что агрегат нормально работает, следует поставить защитный кожух ГРМ на место.

 

Как поставить новый ремень ГРМ и выставить метки

После того как будет снят старый ремень ГРМ, и проверена помпа можно заниматься установкой нового ремня. Но тут необходимо знать, как правильно его поставить и при этом как выставить метки ГРМ на ваз 2109 инжектор. Стоит помнить, что ремень ГРМ не имеет определенного направления, поэтому все числа указанные на ремне ставят стороной на водителя.

Для проведения таких работ следует заранее подготовить ключи на 17 и 19, а также плоскую отвертку. Если освещение в гараже слабое необходимо подготовить лампу или специальную переноску. В первую очередь устанавливают натяжной ролик, после начинают правильно выставлять весь механизм, то есть метки ГРМ ваз 2109, и делать это нужно строго по представленным меткам. Все работы проводятся в обратном порядке, то есть, сначала надевают ремень на шкив коленчатого вала, но он должен быть надежно закреплен, чтобы избежать смещения. После этого идет установка на распредвал и только после этого на натяжной ролик.

Как правильно выставить метки на ваз 2109 ГРМ:

  • В первую очередь выставляют метку на распределительном валу.
  • После проверяют на совпадение метки на шкиве коленвала.
  • Чтобы узнать точные показания необходимо проверить метки на маховике.

Как проверить

После выполнения всех рекомендаций приведенных выше, по замене ремня ГРМ, а также выставлению меток, нужно проверить проведенную работу, как это сделать читайте ниже:

Как проверить ремень ГРМ

  • Чтобы все это проверить, нужно на коленвал поставить болт и в этом случае шкив можно будет сравнить по меткам.
  • Затем коленчатый вал прокручивают до тех пор, пока метка не встанет на определенное место на шкиве в вертикальное положение. Именно такое положение прописано для выставления меток.
  • Проверку осуществляют путем  удаления заглушки на картере сцепления и через отверстие смотрят на маховик. На нем располагают специальные риски, и метка должна точно на них встать после этого надевают ГРМ на шкив коленчатого вала, снизу устанавливают на шкив помпы.
  • Если ГРМ не попал на маховик, в этом случае нужно проводить регулировку на маховике, то есть снять снова ремень со звездочки и немного подрегулировать. Регулировку проводят с помощью специального ключа, а если его нет под рукой, то это можно сделать при помощи плоской отвертки.
  • Затем отвертку прокручивают против часовой стрелки, ее вставляют на винты между натяжными роликами. Все эти процедуры помогут правильно натянуть ремень ГРМ. Контроль осуществляется так, ремень на длинном участке должен провернуться не более чем на 90 градусов, и это считается нормой.

Ремень ГРМ сильно перетянут

Бывают случаи, когда ремень сильно перетягивают, для этого необходимо его сначала ослабить и действовать на натяжной ролик. Ремень перетягивать нельзя, так как уменьшается срок его службы и остальных частей двигателя.

Также он может очень быстро соскочить и погнуть шпильку на ролике. Для натяжения ремня используют специальный динамометрический ключ, где есть определенный момент вращения.  Если он перетянут, то нужно ослабить натяжной ролик, и заново провести работы по натяжению. Здесь стоит помнить, что он должен хорошо перекручиваться с незначительным усилием.

Если есть отклонения, то регулировка проходит путем поворота ролика в обратном направлении. После того как будет отрегулирован ГРМ, можно приступать к установке крепежных болтов на генератор, для этого используется головка на 19, она прокручивает болт на несколько витков по часовой стрелке. Это необходимо проводить для более точного совпадения меток на ремне, и теперь можно приступать к завершающим работам.

Коленчатый вал следует повернуть ключом, для полного контроля меток. Если нет совпадений, или ремень перескочил на несколько зубьев, то произойдет смещение фаз, и силовая установка начнет работать не стабильно. При совпадении всех меток и нормальном натяжении ремня можно пробовать запускать двигатель. Он должен сразу завестись и нормально работать без рывков.

Конечно, проверить натяжение ремня можно только на работающем двигателе, так как на холодном можно проверить, чтобы не было слышно стуков ремня по защитному кожуху. Также стоит сказать простыми словами, что все зубья на ремне должны совпасть со всеми рисками и метками на шестеренках.

После этого можно поставить на место защитный кожух для ГРМ. Вот вроде бы ничего сложного нет, главное понимать и хоть немного разбираться в деталях автомобиля, и все эти процедуры легко провести самостоятельно и не нужно обращаться к специалистам.

Совмещение меток

Чтобы двигатель после замены заработал, требуется выставить метки ГРМ. В случае, если ролик натяжителя ремня шумит, его лучше заменить. Хотя лучше делать это в любом случае, чтобы на протяжении срока эксплуатации ремня не возникло проблем. Но если такой возможности нет, ключом на 17 отпускается удерживающая его гайка, чтобы ослабить натяжение для последующего снятия ремня. На основной звездочке распределительного вала находим метку и совмещаем ее с меткой на крышке. Для совмещения меток откручиваем болт, удерживающий звездочку распредвала, совмещаем метки ремня ГРМ, после чего снова затягиваем ее.

совмещаются метки распредвала

После этого совмещаем метки на коленвале. Для этого находим ложбинку на корпусе в районе масляного насоса и точку на шестерне коленвала. Надеваем шкив на шестерню и проворачиваем его руками до тех пор, пока метки не совпадут. Сделать это просто, для проворачивания шкива достаточно силы рук.

совмещаем метки коленчатого вала

Иногда метки на коленвале не видно, тогда после совмещения меток на  распределительном вале требуется проследить, чтобы совпадала риска на маховике и выемка на кожухе. Для этого предварительно нужно снять специальную заглушку, после чего будут видны эти метки. При их несовпадении, после замены ремня ГРМ двигатель не заведется, а если заведется, то будет работать нестабильно, с перебоями. Поэтому данный этап важен для успешного ремонта и последующей эксплуатации автомобиля.

метка маховика и кожуха

Источники

  • https://CdmService.ru/kuzov/zamena-remnya-grm-vaz-2109-karbyurator.html
  • https://autogrm.ru/vaz/grm-vaz2109.html
  • https://provaz2109.ru/elektrika-i-datchiki/kak-vystavit-metki-i-zamenit-remen-grm-na-vaz-2109-svoimi-rukami.html
  • http://expertVAZ.ru/2109/zamena-remnya-grm-karbyurator.html
  • https://topmekhanik.ru/samostoyatelno-menyaem-remen-grm-na-vaz-2109-21099/
  • https://luxvaz.ru/vaz-2109/309-zamena-remnya-grm-2.html
  • https://artel55.ru/diagnostika-i-remont/zamena-grm-vaz-2109.html
  • https://www.vaz-zona.ru/kak-pomenyat-remen-grm-vaz-2109/
  • http://KrutiMotor.ru/zamena-remnya-grm-i-metki-grm-vaz-2109/
  • https://myducato.ru/vaz/zamena-remnya-grm-vaz-2109-karbyurator.html
  • https://MasteraVaza.ru/dvigatel/remen-grm/zamena-remnya-grm-2109-vaz-718

[свернуть]
Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector