Зимой температура воздуха окружающей среды может опускаться ниже -40 °C. В салоне автомобиля при стандартном прогреве двигателя она будет подниматься до комфортных значений не менее 20-30 минут. При этом холодный пуск уже сам по себе наносит урон шатунно-поршневой группе. Как прогреть салон автомобиля зимой быстрее и с меньшим расходом топлива? Есть несколько способов сделать это с использованием штатного или дополнительного оборудования.
Принцип работы системы отопления автомобиля
Для прогрева салона в автомобиле установлен специальный жидкостный отопитель с отдельным маленьким радиатором, через который циркулирует теплоноситель. При сгорании топлива выделяется избыточное тепло. Для его отведения используется система охлаждения. Зимой часть этого тепла отбирает печка, которая направляет его внутрь в салон. Проблема в том, что пока двигатель холодный, отопитель будет абсолютно бесполезным — вентилятор просто будет гонять по салону холодный воздух.
Стандартная система обогрева салона автомобиля
Использование стандартной (штатной или бортовой) системы обогрева включает следующие агрегаты и системы:
-
Печка — основной отопитель, который использует тепло, выделяемое двигателем в процессе сжигания топлива;
-
Электрический подогрев сидений, руля и стёкол. Они работают на электропитании, поэтому нагреваются намного быстрее, чем теплоноситель;
-
Дополнительный воздушный электронагреватель — подключается через разъём прикуривателя.
Однако это дополнительная нагрузка на аккумулятор и штатную систему электропитания, что в итоге увеличивает и расход топлива, и время выхода на рабочую температуру.
Быстрее прогреть салон поможет нагрузка на двигатель, так как на холостых оборотах он будет греться намного дольше. Рекомендуется практически сразу начинать движение на малых оборотах (первая-вторая передача), а обдув печки выставлять в режиме рециркуляции на минимум до набора средней температуры теплоносителя.
Дополнительная система обогрева салона автомобиля
Не допустить истощений аккумуляторной батареи и обеспечить быстрый и экономичный обогрев салона автомобиля зимой поможет дополнительное оборудование. Есть два варианта — воздушные автономки и жидкостные предпусковые подогреватели.
Воздушный автономный отопитель работает только на обогрев салона. Наиболее известные отечественные бренды Планар, Спутник, из китайских это Синь Джи, Лунфей. Это более доступные по цене и не менее эффективные аналоги немецких Webasto, которые могут стоить в три-четыре раза дороже.
Планар на дизеле отличается следующими плюсами:
-
Доступные цены от 23000 рублей за комплект;
-
Простая и быстрая установка;
-
Дистанционное управление с радиусом действия до 500 метров;
-
Возможность подачи топлива из общего или отдельного бака;
-
Почти бесшумная работа и небольшой расход топлива;
-
Быстрый прогрев воздуха в салоне или кабине автомобиля.
Из минусов можно выделить небольшой прирост в весе (комплект может весить более 18 кг). Также оборудование не решает проблему холодного пуска двигателя, но как обогреватель салона работает безупречно.
Жидкостный автономный отопитель же встраивается в штатную систему охлаждения. На российском рынке востребована продукция таких брендов, как Бинар, Север, Теплостар, Wolfen.
Популярная модель Бинар-5S отличается следующими плюсами:
-
Может работать на бензине или дизеле с питанием 12В или 24В;
-
Управляется дистанционно при подключении GSM модуля;
-
Обеспечивает предпусковой и дополнительный прогрев двигателя в сильные морозы;
-
Может использоваться в качестве дополнительного обогревателя салона.
Единственный минус — он не предназначен для использования в режиме автономки. Выбор зависит от конкретных условий и региона эксплуатации, типа транспортного средства.