В современных бензиновых моделях автомобилей созданием топливно-воздушной смеси управляет инжектор, а непосредственно за впрыск отвечают форсунки. Конструкция форсунок позволяет равномерно и качественно распылять горючую смесь под высоким давлением в камеру сгорания. Используется как бензиновых и дизельных двигателей. Основные части форсунки: сопло, распылитель, регулировочный винт-гайка, игольчатый клапан, сетчатый фильтр, корпус, пружина и шток. Виды форсунок: механические, электромагнитные, с прямой подачей жидкости, насос-форсунка, электрогидравлическая и пьезоэлектрическая. Техническое состояние форсунок проверяется каждые 20–30 тысяч километра пробега.
Проверка форсунок осуществляется на самом двигателе (без демонтажа). Это проверка работы качественного распыления топлива, проверка давления в системе подачи топлива (топливная рампа) и визуальный осмотр распылителя на загрязняемость либо видимые дефекты. Состояние работающей форсунки, подачи топлива через распылитель характеризуется:
- хорошим распылением;
- туманно образное состояние при распылении;
- отсутствие вылетающих капель и сгущений, соответствующий звук (отсекания) при впрыскивании и отсутствие капли образование в момент и окончании впрыскивания.
Основные неисправности форсунок и причины, которые вызывают перебои в системе двигателя:
- потеря мощности;
- провалы в работе двигателя на холостом ходу и при движении;
- повышенная токсичность отработанных газов;
- загрязнение распылителя или отказ работы.
Промывка форсунок в двигателе осуществляется путём добавления в систему питания специальных присадок для очистки системы, либо промывка осуществляется специальным промывочным аппаратом всей топливной системы. На стенде осуществляется диагностика и проверка технического состояния форсунок промывка и работоспособность, регулировка давления, где должно соответствовать показаниям по паспорту качества работы. Если показания не совпадают, регулируется форсунка путём регулировочного винта-гайки или шайбы (предусмотрена регулировка).
Западание иглы в распылителе – следствие перегрева или неплотного закрывания иглы, то есть негерметичность, вследствие чего возможен выход из строя форсунки. Осуществляется промывка и притирка распылителя, а если устранить неисправность не получается, распылитель заменяется вместе с иглой. Неправильная регулировка форсунки или самопроизвольное разрегулирование, из-за чего может произойти потеря давления распыляемой горючей жидкости. Причины расслабления пружины или износа иглы штанги.
Устранение неисправности — это регулировка форсунки с помощью регулировочного болта или шайб. Нарушения герметичности форсунки в седле, то есть пропускания воздуха из цилиндра в атмосферу – заменяется уплотнительное кольцо на форсунке. Проверка давления в топливной рампе (инжекторных двигателей) производится, когда давление не совпадает паспортному для данного автомобиля, и осуществляется промывка рампы и топливопроводов, так как техническое состояние топливной рампы отвечает за качественную работу форсунки.