Датчик фаз ВАЗ 2112 16 клапанов: признаки неисправности, ремонт

Содержание статьи

Назначение и принцип работы ДПРВ

Датчик положения предназначен для определения в конкретный момент времени угла положения вала газораспределительного механизма. Полученные показатели направляются в блок управления, и после их обработки происходит корректировка работы автомобильного двигателя для повышения эффективности и полноты сжигания горючей смеси. Результатом работы прибора является повышение мощности автомобиля, экономических показателей и улучшение прочих характеристик.

ДПРВ различаются не только в зависимости от марки и модели авто, но для разных двигателей, например, для восьми- и шестнадцати-клапанного ДВС.

Чтобы получить ответ на вопрос, где находится датчик распредвала (датчик фаз) на ваз 2112 16 клапанов, достаточно открыть капот и внимательно изучить ДВС — он расположен в районе вала ГРМ.

Ротор из ферромагнитного материала вращается совместно с распредвалом. Между ротором и магнитом постоянного действия находится ИС Холла. При прохождении выступа мимо элемента ДПРВ происходит изменение уровня напряженности магнитного поля, индуцируется определенной силы напряжение и создается сигнал, который направляется в ЭБУ для последующего анализа.

Датчик фаз автомобиля ВАЗ 2112 с 16 клапанами

Автопроизводители стремятся к тому, чтобы эксплуатация транспортного средства приносила водителю безопасность, комфорт и удовольствие, а также была достаточно экономичной. В связи с этим автомобили постоянно модернизируются. Современная машина в своей конструкции имеет множество различных электронных устройств и приборов, преобразующих показатели заданной для измерения величины и направляющих тх в «электронный мозг транспортного средства». В свою очередь ЭБУ машины обрабатывает всю поступающую в него информацию и, в соответствии с заданными настройками, дает команду электронным системам о необходимости корректировки в работе.

Датчик положения распредвала (ДПРВ) ваз 2112 является одним из самых ответственных элементов электронной системы автомобиля — следит за фазами работы цилиндро-поршневой группы и, как следствие, оказывает влияние на оптимальную работу двигателя внутреннего сгорания.

Неисправности датчика фаз ВАЗ 2112 (16 клапанов)

Датчик фаз ВАЗ 2112 16 клапанов, который известен многим автолюбителям как «датчик положения распредвала», представляет собой обыкновенное устройство, способствующее нормальному функционированию работы мотора в автомобиле. Он установлен на всех моделях ВАЗа с 16-ти клапанным мотором. Также его можно встретить на 8-ми клапанных двигателях с показателем нормы токсичности евро-3 и фазированным впрыском топлива.

Принцип работы дачика фаз в системе с фазированным впрыском

Устройство производит передачу импульса на электронный блок управления мотора, который контролирует количество подаваемого топлива и процесс подачи форсункой бензина в цилиндр в момент открытия впускного клапана.

Датчик фаз используется для точного определения циклов работы мотора и четкой формировкой соответствующего импульсного сигнала. Он расположен недалеко от головки блока цилиндра, которая находится со стороны воздушного фильтра на моторе.

Причины неисправной датчика фаз

1. При включении зажигания двигателя начинает около 3-4 секунд вращаться стартер, после чего мотор постепенно запускается в работу и включается чек эйндж. В подобной ситуации, в момент запуска, когда до электронного блока управления (ЭБУ) не доходят никакие показаний с датчика фаз, то система автоматически переключается на работу мотора, основанную на показателях системы зажигания (согласно ДПКВ).

2. Выходит из лада режим самодиагностики транспортного средства.

3. Начинает увеличивать объем расхода топлива.

4. Происходит снижение уровня динамики двигателя. В момент разгона возникают провалы.

5. Начинает гореть лампочка сигнализатора с надписью «CHECK» (Проверить).

В случае неисправной работы датчик фаз на ВАЗ 2112 загорается чек, и система выдает ошибку Р0340 – «Ошибка датчика фазы».

Проверка датчика фаз

Неисправность прибора можно осуществить исключительно с помощью диагностического прибора. Для совершения проверки понадобится выполнить несколько простых действий.

Поставить верхний цилиндр фазового датчика в верхнюю мертвую точку, при этом датчик, отвечающий за расположение коленвала, следует направить на основании двадцатого зубца, отсчитывая от первых двух пропущенных. Если в данном положении в его работе и со шкивом ничего не произошло, переключите ошибку на ЭБУ и проследите, в зависимости от каких обстоятельств она вновь возникнет.

Если в момент холостого хода мотора не возникает подобной ошибки, следует проверить соответствующие соединения и все провода. Для этого достаточно пошевелить клеммами и проводкой, при этом возникновение ошибки свидетельствует о проблемном соединении, а не выходе из строя самого датчика.

Когда ошибку выбило через 15 секунд после того, как был совершен сброс, следует сменить фазовый датчик на новый.

Демонтаж датчика в три шага

Чтобы снять датчик фаз, сначала выключают зажигание. Разъём датчика легко отсоединяется – его удерживает пластиковый язычок.

Датчик фаз ваз 2112 16 клапанов неисправности

Местоположение и крепёж датчика

Когда разъём отключён, торцовым ключом «на 10» откручивают два болта, удерживающих датчик на месте (см. фото). Затем корпус датчика вынимают из-под кожуха, прижимая его к ГБЦ.

При монтаже усилие затяжки крепежа должно составлять 8-10 Н*м.

Здесь у нас показано, как снимается датчик на двигателе 21120 (16v 1,5). Для мотора ВАЗ-21124 все шаги будут такими же. Если смотреть на разъём автомобиля, можно видеть три клеммы. Их назначение поясняет чертёж.

Датчик фаз ваз 2112 16 клапанов неисправности

Это – корпус датчика, а не клеммник автомобиля

Появляется желание померить напряжение между двумя выводами справа. Если не включать зажигание, вольтметр покажет «0».

Когда зажигание включено, соедините щуп «минус» с минусовой клеммой АКБ. Измерьте напряжение отдельно на правом и на среднем контакте – должно получиться «0» и «+12».

Признаки выхода из строя ДПРВ

С течением времени датчик фаз на ваз перестает правильно функционировать. Естественный износ является основной, но не единственной причиной поломки устройства. Признаки неисправности легко определить. Достаточно обратить внимание на то, как работает двигатель автомобиля. Первый пуск ДВС будет затруднен и вместо привычного «схватывания» он произойдет после длительного кручения стартера. В процессе эксплуатации транспортного средства заметно снижается его мощность, при разгоне наблюдаются «провалы» в динамике, периодически ощущается нестабильность в работе двигателя. Кроме того, значительно повышается расход моторного топлива. Происходит это, потому что «электронный мозг» выдает команды для системы подачи топлива и момента его воспламенения, основываясь на неполных данных, тем самым впрыск топлива осуществляется в неидеальных для функционирования условиях. Также на приборной панели будет гореть сигнал «СНЕК», что свидетельствует о необходимости проведения компьютерной проверки систем автомашины. На отдельных транспортных средствах возможна фиксация коробки передач в одном положении.

Данные симптомы говорят о проблемах, возникших в работе ДВС, и необходимости срочного прохождения комплексной диагностики для выявления точной причины их появления.

При диагностировании автомобиля компьютером, ошибка датчика фазы будет указана одним из следующих кодов, записанных в памяти: Р0300, Р0340, Р0341, Р0342, Р0343, P0344, P0365.

Артикулы

Вместо цифр 2112-3706040 встречается артикул 21120-3706040. Оба обозначения – правильные. Можно встретить и артикул с цифрами -00, -01, -02… Так обозначается завод-изготовитель: 01 и 03 – «СОАТЭ», 00 – «Автоэлектроника» и т.д.

Детали с артикулом 2112-3706040-04

Недавно был начат выпуск датчиков с гибким отводом. Длина проводов – 15 см. Пока что в рознице ничего подобного нет. Но артикулы остались прежними – 2112-3706040-XX.

Датчик фаз вышел из строя: как определить

Как и любая другая деталь, датчик фаз может выйти из строя. Причин для этого много. Довольно часто деталь просто изнашивается. Определить эту проблему несложно. Достаточно внимательно присмотреться к работе автомобиля. Он сам скажет о своей поломке.

Если говорить о явных признаках, то они появятся уже после того, как вы включите зажигание. Двигатель будет вращать стартер несколько секунд. После этого не произойдет привычного запуска мотора в работу и включения чека эйнджа.

Так как датчик не передаст необходимых показаний электронному блоку двигателя. Работа мотора будет происходить только на том, что покажет зажигание.

Ваз 2112 датчик фаз
Еще одним признаком, который часто встречается, является неисправность системы диагностики. Она позволяет своими силами определить состояние транспортного средства. В этом случае и она выйдет из строя и никаких данных не воспроизведет, так как не сможет выполнить свою основную функцию.

Также стоит обратить внимание и на уровень динамики двигателя. Он значительно снизится. При этом, когда автомобиль будет разгоняться, появятся провалы. Они свидетельствуют о том, что датчик вышел из строя.

Самым наглядным признаком выступает лампочка на панели приборов. Она будет светиться надписью «CHEK». Что в переводе означает «проверить». Данным сигналом не стоит пренебрегать. Необходимо сразу же среагировать на него и провести необходимые манипуляции.

Еще один сигнал поломки – это ошибка под кодом Р0340. Расшифровку ее можно найти в книге по эксплуатации устройства. Указывает она на то, что произошла ошибка датчика.

Причины выхода из строя датчика

Неисправность ДПРВ может наступить по нескольким причинам и не всегда его замена решит проблему. Причинами, по которым устройство не работает, могут быть следующие:

  • отсутствие контакта между устройством и сигнальным проводом;
  • присутствие влаги в месте подключения ДПРВ;
  • нарушение целостности провода, в том числе его замыкание;
  • неправильное подключение питания;
  • осевое биение ГРМ;
  • стальная стружка на корпусе устройства;
  • нарушения в работе управляющего блока ДВС;
  • неправильно выставленный зазор.

Как проверить датчик фаз

Прежде чем проводить замеры и выполнять работы по замене, стоит визуально осмотреть датчик положения и проверить провода на целостность. Если в результате осмотра неисправности, которые могли повлиять на работоспособность устройства, не выявлены, необходимо проверить ДПРВ.

Чтобы выяснить, исправен датчик фаз или нет, потребуются некоторые знания и умение пользоваться мультиметром. Провести диагностику можно несколькими способами, поэтому в качестве примера рассмотрим способы диагностики для различных ДПРВ.

  1. Двухпроводное устройство. Порядок работы:
    • запустить ДВС;
    • перевести режим измерения напряжения на мультиметре в положение переменного напряжения;
    • соединить оба провода от электроизмерительного прибора с двумя разными контактами на датчике распределительного вала. Если напряжение будет колебаться в пределах до 5 В, то деталь исправна, если напряжение отсутствует, то необходима замена.
  2. Трехпроводное устройство. Порядок работы:
    • запустить ДВС;
    • перевести электроизмерительный прибор в режим постоянного напряжения;
    • соединить один контакт мультиметра с черным проводом на детали, а второй — с проводом его питания. Если показатель напряжения отсутствует, то производится замена. Для конкретной модели авто величина напряжения указывается в руководстве по эксплуатации.

Деталь является неремонтопригодной, поэтому, при выявлении её неисправности, заменяется на новую.

Самодельный стенд для проверки

Дальше приводится схема, собрав которую, можно будет проводить тестирование. Кажется, что датчик можно было оставить на двигателе. Но важна не только электрическая часть, но и возможность убирать и подносить стальную пластину.

Стенд для проверки

Итак, взяв аккумулятор E (12 Вольт) и два вольтметра, собираем схему. Дальше проводим тест:

  1. На «свободном датчике» вольтметр V1 покажет напряжение 0,4 В (или меньше);
  2. Если в прорезь установить пластину от трансформатора, напряжение изменится до 10,8-11,5 В.

Размеры пластины: 20x80x0,5 мм или больше. Если на «шаге 1» напряжение было выше указанного, датчик неисправен. На «шаге 2», наоборот, значение должно превышать V2*0,89.

Схему стенда мы не придумали, а взяли из информационного письма. На разных моторах ВАЗ-2112 датчик фаз проверяют по-разному (см. фото).

Скриншот документа ВАЗ «65-2003-И»

Для тех, кто понял не всё

Прямоугольник, показанный на схеме – это резистор. Сопротивление равно 680 Ом, мощность – любая. Источником питания может быть не только АКБ, но и 12-вольтовый адаптер.

В качестве элемента E может выступать ЛАТР с выпрямителем. Тогда, во-первых, старайтесь не превышать напряжение, а во-вторых, подключайте массу (вывод 1) к «земляному» отводу ЛАТРа.

Вместо цифр 2112-3706040 встречается артикул 21120-3706040. Оба обозначения – правильные. Можно встретить и артикул с цифрами -00, -01, -02… Так обозначается завод-изготовитель: 01 и 03 – «СОАТЭ», 00 – «Автоэлектроника» и т.д.

Детали с артикулом 2112-3706040-04

Недавно был начат выпуск датчиков с гибким отводом. Длина проводов – 15 см. Пока что в рознице ничего подобного нет. Но артикулы остались прежними – 2112-3706040-XX.

Видео «Пособие по замене сальника в автомобиле ВАЗ»

Существует достаточно большое множество толкований тех или иных вопросов при практическом ремонте легковых автомобилей, в т.ч. и «десятки». Однако в одном все эксперты единодушны – без такой детали, как датчик распределительного вала ВАЗ 2110, автомобиль не в состоянии завестись и поехать.

В связи с этим датчик положения распредвала (ДПРВ) позиционируется, как элемент ГРМ двигателя, от которого напрямую зависит его функционал.

Такой прибор основан на электромагнитном принципе действия и применяется для выполнения команд контрольно-проверочного комплекса транспортного средства. Важность параметров прибора заключается в том, что без них никак не синхронизировать систему зажигания авто и корректную эксплуатацию форсунок мотора, т.е.

В ходе эксплуатации датчика распредвала ВАЗ 2110, цена на который является приемлемой для российских автолюбителей, могут возникать следующие проблемы:

  1. При функционировании транспортного средства пыле-грязевые отложения остаются на изделии, попадая на него с ремня привода ГРМ. Этому способствует течь масла из надклапанной крышки силового агрегата. Эти отложения на датчике распредвала могут привести к сложностям при пуске транспортного средства, маломощный разгон, низкие ненабираемые обороты двигателя, когда тахометр «выдает» не более 3,5 тыс. об/мин. В этом случае гаснет аварийный девайс, некоторое время бортовое электронное устройство показывает ошибку, а затем классифицирует ее, как неисправность датчика распредвала, что само по себе является нонсенсом, т.к. при таком дефекте пуск двигателя абсолютно невозможен. При выходе изделия из строя во время движения автомобиль функционирует, однако после остановки и выключения мотора завести его не представляется возможным. В случае, если мотор продолжает функционировать, то датчик распредвала исправен, поэтому дефект следует искать в ином месте.
  2. Транспортное средство движется в штатном режиме. Электронное устройство автомобиля начинает сигнализировать о дефектах изделия, для прекращения поступления ошибочных сигналов детектора следует проверить крепление проводки в силовом отсеке. Вибрационные фрикции во время движения транспортных средств могут вызвать отсутствие или ослабление одного из контактов. Дополнительно следует зачистить «наждачкой» клемму АКБ от предполагаемого окисления и протестировать проводные соединения от изделия до электронного устройства бортового типа (фронтальной панели).
  3. Авто не запускается, попытки реанимировать мотор ТС к успеху не приводят. Для решения этой проблемы требуется протестировать электропроводку и ее крепление к контактам. Проверить соприкосновение датчика с коллектором, иначе в противном случае изделие может выйти из строя.

Чтобы устранить неисправность датчика распределительного вала ВАЗ 2110, требуется полная диагностика изделия, ведь запуск транспортного средства зависит от множества причин. Не факт, что именно дефект данного изделия связан с проблемой пуска мотора автомобиля.

Тогда придется протестировать ряд других систем транспортного средства:

  • производим демонтаж датчика распредвала;
  • замеряем значение сопротивления на внешней обмотке изделия с помощью мегомметра или мультиметра;
  • если значения измерений ниже 550 Ом и выше 750 Ом, то можно быть уверенным, что датчик является дефектным.

ПОДРОБНОСТИ: Замена ремня ГРМ ВАЗ 2112 16 клапанов с фото и видео: какой ремешок лучше выбрать, как его поставить и выставить метки

По достижении твердой уверенности в выходе из строя изделия, требуется замена датчика распредвала «десятки», которую необходимо провести корректно, с соблюдением всех правил предосторожности. Для этих целей дополнительно необходимо использовать мегомметр или мультиметр.

С этой целью производится следующий комплекс работ:

  1. Транспортное средство готовится для ремонтных операций, его позиция должна быть зафиксирована.
  2. Автомобиль освобождается от защитного кожуха в силовом отсеке.
  3. Фиксирующее устройство приводится в освобожденное состояние.
  4. Демонтируется проводка изделия.
  5. Отрицательный контакт мультиметра закрепляем на кузовной части транспортного средства.
  6. Включением зажигания запитываем систему низкого напряжения автомашины.
  7. Производим необходимые замеры с помощью измерительного устройства. Подсоединяем положительный контакт мультиметра к проводной колодке. Параметры напряжения на шкале мегоомметра не должно быть ниже 12 В. Если показатель разности потенциалов все-таки ниже 12 В или вообще отсутствует, то АКБ требует полной зарядки либо существует дефект электрической цепи. Также требуется проверить бортовой компьютер.
  8. Снимаем крепеж изделия с креплением с помощью гаечного ключа на «10».
  9. Демонтируем датчик распредвала. Окончательная проверка на неисправность датчика распредвала проводится таким образом: используя элемент, находящийся в исправном состоянии, подсоединяем его на место дефектного изделия. При нормальном функционировании прибора поломка устранена, в этом варианте следует искать неисправность в другом месте.
  10. Обратная операция по монтажу ДПКВ необходимо проделать все действия по принципу «обратного отсчета».

Датчик распредилительного вала ВАЗ 2110, цена которого доступна всем нашим соотечественникам, при установке на станции технического обслуживания стоит весьма дорого, независимо на какой мотор устанавливают – на 8 или 16 -клапанный.

Датчик фаз или как его называют по-другому, положения распредвала, предназначен для определения угла распределительного вала и в зависимости от показаний — подачи нужной информации в ЭБУ автомобиля для распределения смеси и управления зажиганием.

Если датчик фаз выходит из строя или начинает сбоить, то не исключен резкий скачок расхода топлива. Это происходит из-за того, что ЭБУ автоматически переводит ГРМ в резервный режим, и топливо начинает подаваться одновременно на все цилиндры. Именно это и приводит к таким последствиям.

Датчик фаз ваз 2110 - Всё об автомобилях Лада ВАЗ

Необходимый инструмент для ремонта:

  • головка торцевая на 10 мм
  • трещотка или вороток

Прибор нужен для того, чтобы определять циклы работы электродвигателя. Кулачки распределительного вала вызывают движение запорно-регулирующего клапанного механизма, а ДПРВ выявляет открытие конкретного клапана. Такая система управления является интегральной, включающей в себя чувствительный элемент и механизм трансформирования сигнала. Работа состоит в том, что прибор фиксирует цилиндрические фазы впуска и выпуска.

Для карбюраторных силовых агрегатов в нем нет необходимости, поскольку искра поступает в момент сжатия и по окончании выпуска выхлопных газов. С этой целью справляется датчик показаний коленвала.

Прибор размещается в верхней части головки блока возле воздухоочистительного фильтра. Особенности его работы основаны на эффекте Холла. ДПРВ, состоящий из магнита и полупроводника, фиксирует перемену напряжения под воздействием электромагнитного поля. При постоянном магнитном поле датчик безучастен.

Для того, чтобы автомобиль работал безотказно, он требуют периодической диагностики систем и механизмов. Если при диагностировании датчика фаз выявлены неисправности, то потребуется его проверка. Для поверхностного анализа необходим вольтметр.

Первым этапом станет замер напряжения в электроцепи. Для этой цели, не выключая зажигания и отключив разъемы, следует проверить уровень напряжения на контактах к ДПРВ. Если его нет, то вся беда состоит в неисправных проводах или недостаточном контакте при замыкании из-за банального окисления или размыкания контактов. В результате проверки цепочки, как правило, необходима зачистка контактов и прозванивание проводки на электроклеммах и контакте.

При наличии напряжения нужно присоединить вольтметр к прибору и минусовому контакту его питания, в результате при оборачивании распредвала вольтметр покажет перемену напряжения в диапазоне 0…5 Вольт. При отсутствии изменений нужно будет купить новый датчик фаз «десятки» для замены старого.

Что касается датчика распределительного шкива, то понять, когда его следует заменить, можно в том случае, если:

  • Возникли сложности с запуском двигателя. Кроме того, автомобиль не может так быстро разогнаться, как делал это когда-то раньше. Не получается набрать более 3.5 тысяч оборотов, о чем свидетельствуют показания тахометра на приборной панели. Это происходит в том случае, когда протекает моторная жидкость из надклапанной крышки двигателя. На датчике появляются отложения, которые также попадают сюда с ремешка привода ГРМ.
  • Если устройство выходит из строя во время поездки, то машина еще работать будет, но после того, как двигатель остановится, завести его уже не получится. Если же мотор работает, то с устройством все в порядке.
  • Появились вибрации мотора во время езды. Блок управления будет подавать водителю сигналы о неисправности датчика.

Автомобиль ВАЗ 2110
Автомобиль ВАЗ 2110

Это актуально для двигателей ВАЗ 2110 8 и 16 клапанов. Что касается сальника, то о его выходе из строя также может свидетельствовать масляные пятна, появившиеся на двигателе и других сопряженных элементах. Кроме того, об этом может говорить стук. В частности, стук может доноситься от клапанов. Если стук постоянный, то дело в сальнике.

Кроме того, довольно ощутимый шум может говорить о неисправности самого распределительного шкива. Поэтому прослушать стук нужно обязательно.

Предлагаем вам ознакомиться с видео-пособием по замене элемента распредвала на автомобилях ВАЗ 2110.

Как проверить исправность и заменить датчик положения распредвала

Где находится датчик скорости на ваз-2112 16 клапанов

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Сегодняшняя тема посвящена небольшой по размеру детали, которая своей неисправностью может доставить вам неприятные минуты и неравномерно работающий двигатель автомобиля.

Рассмотрим роль, которую играет датчик положения распредвала (кулачкового вала), причины и признаки его неисправности, и, естественно, как производится замена датчика распредвала своими руками.

При том, что принцип действия датчика распредвала практически одинаков, место его размещения зависит от типа и модели двигателя. Поэтому, самостоятельную проверку неисправностей и замену датчика, начинайте с мануалом в руках.

Что собой представляет датчик распредвала

Датчик положения распредвала

Датчик положения распредвала выполняет задачу по определению углового положения ГРМ, соответственно положению коленвала двигателя. Система управления двигателем, получая информацию от датчика кулачкового (распределительного) вала, производит впрыском топлива и зажиганием.

В основу работы датчика распредвала положен принцип датчика Холла. Именно поэтому, датчик фазы распредвала иногда называют датчиком Холла.

Действие датчика Холла основано на измерении направления движения (изменении напряжения) носителями заряда. Изменение фиксируется в момент пересечения полупроводником магнитного поля. Постоянный магнит, размещенный в датчике, и создаёт это магнитное поле.

Металлический зуб (репер) размещенный на зубчатом колесе распредвала (либо на задающем диске) производит замыкание магнитного зазора. И, когда репер проходит мимо датчика распредвала, вызывает в датчике импульс напряжения, который затем передается в электронный блок управления.

Импульсы напряжения подаются в разное время. ЭБУ распознает положение поршня первого цилиндра двигателя в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия, и обеспечивает впрыск и зажигание топливной смеси.

У двигателей, имеющих систему изменения фаз газораспределения, датчики установлены на распредвалах впускных и выпускных клапанов.

Датчик фазы распредвала на дизельном двигателе измеряет положение поршней каждого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

Как проверить датчик распредвала

При возникновении датчика Холла мы получаем сигнал от индикатора неисправности. Следует отметить, что функционально датчик распредвала связан с датчиком коленвала. И во время движения при возникновении неисправности датчика распредвала, система управления считывает информацию от датчика частоты вращения коленвала. Двигатель даже в состоянии повторно запуститься после остановки. Проверка датчика распредвала, основывается на знаниях водителя характерных неисправностей и их признаков. И после выявления, логичное действие: замена датчика распредвала.

Каковы характерные причины неисправности датчика распредвала

  • зубчатый диск импульсного датчика поломался,
  • произошел разрыв ушек крепления, датчик сместился,
  • короткие замыкания внутренней схемы датчика,
  • повышение температуры двигателя.

Типичные признаки неисправности датчика Холла

  • работа ЭБУ двигателя происходит в аварийном режиме,
  • заметно повышается расход топлива,
  • контрольная лампочка работы двигателя на панели, загорается,
  • происходит регистрация кода неисправности.

Естественно, поиск неисправности датчика, вы не сможете определить «на глаз». Для этого придется обращаться в автосервис для тестирования. Проверка приёма сигнала с датчика осуществляется при помощи осциллографа. Во время тестирования памяти будет показан полный перечень неисправностей.

Визуально вы можете лишь проверить наличие внешних механических повреждений датчика, провести очистку головки датчика, проверить электрическую цепь: на предмет обрыва, правильности подключения разъемов соединения.

Замена датчика распредвала – задача вполне выполнимая своими руками. Перед покупкой нового датчика и его замене, используйте рекомендации производителя автомобиля из мануала, используйте только те параметры, которые указывает производитель.

Способы быстрой проверки датчика распредвала (фаз)

Проверка датчика распредвала (ДПРВ) позволяет не только удостовериться в его работоспособности, но и удостовериться, что в двигателях с фазированным (последовательным) впрыском топливо подается именно в необходимой последовательности.

Другое название устройства — датчик фаз (его часто используют владельцы отечественных ВАЗов). Проверку можно выполнить с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра, и/или осциллографа.

Проверка датчика положения распредвала несложна по своей сути, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

Что такое датчик распределительного вала

Перед тем как перейти к вопросу о проверке датчика положения распредвала, необходимо выяснить, что это за устройство, для чего оно нужно и по какому принципу работает. Это поможет уяснить детали проверки в будущем.

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

Датчик распределительного вала — это устройство, которое фиксирует угловое положения указанного вала в конкретный момент времени. Полученная с его помощью информация передается на электронный блок управления двигателем (ЭБУ), и на ее основе этот орган управления отдает команды на впрыск топлива и зажигание топливовоздушной смеси в каждом цилиндре в конкретный момент времени.

Работа датчика положения распределительного вала основана на эффекте Холла.

Так, непосредственно на распредвалу находится металлический зуб, который во время вращения вала изменяет магнитное поле в расположенном рядом датчике. Этот зуб имеет название рэпер.

В датчике фиксируется изменение магнитного поля, которое преобразуется в электрический сигнал небольшого напряжения. Этот сигнал и подается на электронный блок управления.

На самом деле датчик положения распределительного вала фиксируется лишь одно его положение, соответствующее положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке. Далее фазированный впрыск топлива выполняется в последовательности работы цилиндров. Обычно это система 1-3-4-2.

Датчики положения распределительного вала стали устанавливать на двигатели с разделенным (фазированным) впрыском топлива приблизительно с 2005 года.

В случае, если датчик распредвала выходит из строя (электронный блок управления получает от него некорректную информацию или вовсе не получает ее), то программно заложен переход в аварийный режим. Он подразумевает использование попарно-параллельную (групповую) подачу топлива в двигатель. Это приводит к двум негативным последствиям:

  1. Небольшая потеря мощности двигателя, особенно при езде в критических режимах (разгоне, езде под нагрузкой).
  2. Увеличение расхода топлива приблизительно на 10…20% (зависит от мощности двигателя, его конструктивных особенностей, а также условий эксплуатации).

Что касается дизельных двигателей, то датчики положения распределительного вала устроены аналогично, но есть одно отличие. Оно заключается в том, что датчик фиксирует положение не только первого цилиндра, а всех. Это сделано за счет того, что на задающем диске имеется отдельный зуб для каждого цилиндра.

Таким образом, при выходе датчика из строя имеет смысл как можно быстрее выполнить его диагностику и при необходимости замену.

Признаки поломки ДПРВ

Существует несколько типовых признаков, по которым можно утверждать, что датчик положения распределительного вала вышел из строя. Сразу же нужно уточнить, что перечисленные ниже симптомы могут свидетельствовать совсем о других неисправностях. Поэтому имеет смысл выполнить дополнительную диагностику. Итак, признаки поломки ДПРВ:

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

  • Проблемы с запуском двигателя, причем при любых условиях — «на холодную», «на горячую» и в других режимах. Обычно это выражается в том, что приходится дольше крутить стартером.
  • Неустойчивая работа двигателя, «плавающие» рабочие и холостые обороты двигателя.
  • «Провалы» в движении машины, при нажатии на педаль акселератора она отвечает не сразу, теряются динамические характеристики машины (слабо разгоняется, не тянет, особенно в загруженном состоянии и при движении на подъем).
  • При сбросе педали акселератора двигатель глохнет.
  • Увеличенный расход топлива (на 10…20%).
  • Активируется сигнальная лампа на приборной панели Check Engine. Необходимо выполнить дополнительную диагностику с помощью электронного сканера (например, прибора ELM 327 или его аналога). При этом характерные ошибки, касающиеся работы датчика имеют номера P0340, P0342, P0343.

На самом деле датчик положения распределительного вала — достаточно простое и надежное устройство, поэтому из строя он выходит редко. Чаще повреждается его проводка — перетираются провода, повреждается изоляция на них, выходит из строя так называемая «фишка», место подключения датчика к автомобильной цепи.

Однако для машин, ездящих на бензине, описанные выше проблемы выражены не так четко.

Но вышедший из строя датчик положения распределительного вала доставит много проблем для владельцев автомобилей, оборудованных газобаллонным оборудованием, в частности, четвертого поколения.

Описанные выше неисправности и проблемы могут проявиться на таких машинах «во всей красе». Поэтому владельцам машин, оборудованных ГБО, настоятельно рекомендуется как можно быстрее выполнить диагностику и замену датчика при подозрениях на его неисправность.

Расположение ДПРВ на двигателе

Для выполнения проверки датчика положения распределительного вала необходимо знать, где он находится. Как правило, на восьмиклапанных двигателях обычно ДПРВ монтируется в торце головки блока цилиндров. На шестнадцатиклапанных моторах он также монтируется на головке блока цилиндров, обычно в непосредственной близости с первым цилиндром.

Что касается популярных отечественных автомобилей ВАЗ, то их владельцы называют такие узлы датчиками фаз. Их расположение в этих моторах аналогично. Так, на восьмиклапанных двигателях датчик расположен на левой части головки блока цилиндров (если смотреть по ходу движения автомобиля).

На шестнадцатиклапанных — на правой передней части двигателя. В последнем случае непосредственно датчика визуально не видно, его расположение можно оценить лишь по подходящим к нему сигнальным и питающим проводам.

Датчик фаз ВАЗ 2114 закреплен в непосредственной близости к воздушному фильтру, около головки блока цилиндров.

Способы проверки датчика распредвала

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

Перед выполнением проверки датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов необходимо проверить его механическую целостность. В частности, он устанавливается в корпус с уплотнительным кольцом, обеспечивающим его надежное крепление. Нужно проверить его состояние. Также будет нелишним проверить целостность корпуса датчика, наличие на нем трещин или других повреждений. Желательно проверить и задающий диск, не повреждены ли зубья, нет ли на корпусе датчика или поблизости от него металлической стружки.

В интернете можно найти информацию о том, что якобы ДПРВ можно выявить его работоспособность, просто проверив его магнитные свойства.

В частности, к его торцу (рабочей чувствительной части) поднести маленькую металлическую деталь, которая должна «прилипнуть» к датчику.

На самом деле это не так, и нерабочий ДПРВ может как обладать магнитными свойствами, так и не обладать ими. Соответственно, проверку необходимо выполнять другими методами.

Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и с помощью осциллографа. Первый метод проще и быстрее, однако второй — более точный и дает больше диагностической информации.

Проверка датчика распредвала мультиметром

Для проверки ДПРВ необходим демонтаж. Сделать это несложно, нужно лишь отсоединить от него контактную группу проводов, и отвинтить крепежный болт. Также для проверки вам понадобится небольшой металлический предмет (из черного металла, чтобы он магнитился).

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

Схема подключения для проверки датчика фаз 21110-3706040

Как проверить датчик фаз на ВАЗ-2112 16 клапанов: неисправности

Схема подключения для проверки датчика фаз 21120-3706040

Алгоритм выполнения проверки датчика мультиметром следующий:

  1. Взять мультиметр и переключить его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В (зависит от конкретной модели мультиметра).
  2. Отсоединить «фишку» от датчика, отщелкнув фиксатор.
  3. Демонтировать датчик из его посадочного места.
  4. На «фишке» датчика 21110-3706040 автомобиля ВАЗ (и на многих других) контакт «А» соответствует массе, контакт «С» — плюсовой провод, идет от реле управления, контакт «В» — сигнальный провод (средний). У фишки датчика 21120-3706040 контакт «А» соответствует массе, контакт «В» — плюсовой провод от реле управления, контакт «С» — сигнальный провод.
  5. Проверить наличие питания на фишках. Для этого нужно включить зажигание на автомобиле (но не запускать двигатель) и проделать это с помощью мультиметра. Если питания на фишках нет — значит, нужно искать причину. Это может быть неисправная проводка (повреждение изоляции, разрыв проводов), выход из строя управляющего реле, «глюк» электронной системы управления (ЭБУ).
  6. Далее нужно подсоединить датчики для проверки по приведенным на рисунке схемам.
  7. Подать на датчик напряжение 13,5±0,5В (хотя допускается и меньшее, например, 12…12,5 Вольта от аккумулятора).
  8. Если при подаче питания на датчик вольтметр фиксирует отсутствие напряжения на датчике, то это сигнализирует либо о поломке самого датчика, проверку можно завершить и готовиться к замене датчика на новый.
  9. Замерить напряжение между плюсовым и сигнальным контактом. Оно должно равняться не менее 90% от питающего напряжения (то есть, если значение питающего напряжения равно 12 Вольт, то напряжение на сигнальном контакте должно быть не менее 10,8 Вольт).
  10. Поднести к торцу датчика (его сигнальной части) приготовленный заранее металлический предмет. Повторно замерить напряжение на сигнальном контакте. Оно должно быть не более 0,4 Вольт. Убрать пластину — значение напряжения должно восстановиться до 90…100% питающего. Если есть какие-либо отклонения в процессе проверки — значит, датчик вышел из строя и подлежит замене.

Обратите внимание, что желательно проверять не только датчики, уже установленные на двигатель, но и вновь купленные, поскольку всегда существует риск покупки бракованного товара.

Электронный осциллограф помогает понять, как работает датчик положения распределительного вала, и выдает ли он импульсы вообще.

Обычно пользуются так называемым электронным осциллографом, то есть, просто программой-симулятором, установленным на ноутбук или другое подобное устройство. Необходимо подключиться к датчику распредвала и снять с него осциллограмму.

В идеале должна быть ровная диаграмма-расческа с одним выпадающим пиком, который соответствует прохождению рэпера через датчик. Если же осциллограмма имеет другую форму — нужна дополнительная проверка.

При диагностике осциллографом датчика распределительного вала автомобилей «Ниссан» (в частности, Nissan Almera) форма осциллограммы будет другой. Она не будет ровной, а в виде 3 импульсов, потом пробел, далее 4 импульсов — пробел, 2 импульсов — пробел и один импульс — пробел. Для двигателей этого автопроизводителя такая особенность является нормой.

Источники

  • https://osensorax.ru/posiciya/datchik-faz-vaz-2112-16-klapanov
  • https://farm69.ru/datchik-faz-vaz-21124-priznaki-neispravnos/
  • https://avto-o.ru/ts-i-remont/datchik-raspredvala-2112-16-klapanov.html
  • https://ladafakt.ru/datchik-faz-vaz-2112-16-klapanov-neispravnosti.html
  • https://AutoManya.ru/lada-drugoe/datchik-raspredvala-vaz-2112.html
  • https://iris-auto.ru/vaz-2112-datchik-faz
  • https://evrasia-today.ru/datchik-faz-vaz-2112/
  • https://prometey96.ru/ustrojstvo/datchik-raspredvala-vaz-2110.html
  • https://lepkomplekt.ru/kak-proverit-datcik-raspredvala-multimetrom/
  • https://peretyajka-salona.ru/chevrolet/kak-proverit-datchik-faz-na-vaz-2112-16-klapanov-neispravnosti.html

[свернуть]
Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector