Среди автомобилистов есть те, кто больше любит механическую коробку передач, другие предпочитают автоматическую. Вариаторная CVT-коробка передач на автомобилях не так широко представлена, да и если смотреть с салона автомобиля, то можно решить, что это обычная автоматическая КПП. Режимы работы обозначены теми же буквами P, R, N, D. Но вы покатайтесь на таком автомобиле и сразу поймете, что это не обычный автомат, хотя и его разновидность. Двигатель работает ровно, нет шума нарастающих оборотов при разгоне и щелчков и толчков при переходе на повышенную передачу, как наблюдается на машине с автоматической коробкой передач. Это потому, что вариатор – это бесступенчатая КПП, в ней происходит плавное изменение передаточного числа и передач, как таковых, нет. Хотя сейчас можно встретить вариаторы с фиксированными передаточными отношениями, но это искусственные приемы.
Вариаторные коробки передач CVT впервые были использованы в Голландии в 1958 г. на фирме DAF, несколько позже их стала выпускать компания Volvo и другие. Разновидностей вариаторов три: цепные, тороидальные и со шкивами. Остановимся на принципе работы вариатора со шкивами, т.к. он является самым распространенным. Способ наглядно вообразить работу вариатора – это взять два карандаша с натянутой на них резинкой. Когда крутится первый карандаш, второй будет тоже двигаться с аналогичной, но в том случае, если карандаши разного диаметра, то больший будет делать меньше оборотов.
В вариаторе два шкива и ремень. Шкивы имеет коническую форму, поэтому, когда шкивы сдвигаются или расходятся, диаметр ремня изменяется. Надо отметить, что ремень гибкий и изготавливается из нескольких полос стали. Угол перемещения 20 градусов обеспечивает наименьшее сопротивление, поэтому уровень шумов низкий. Ровная работа двигателя обеспечивается поддержкой одних и тех же оборотов. Управляет диаметром шкивов электронная система. В начале движения ведущий шкив имеет наименьший диаметр, при увеличении оборотов диаметр увеличивается, при этом эффективно используется мощность двигателя.
Недостатки вариатора
- высокая сложность (техническая и технологическая);
- для обеспечения функционирования требуется специальная жидкость, которая дороже моторных масел;
- ставится на автомобили с маленьким объемом двигателя;
- высокая цена обслуживания.
Мы отметили достоинства и недостатки вариаторов. Кроме того, что их ставят на маломощных средствах (снегоходы, скутеры, мотоциклы), диапазон применения вариаторов расширяется, они постоянно совершенствуются и за ними большое будущее.