Повышение мощности силового агрегата волнует умы не одного пытливого исследователя. Мощность двигателя можно повышать экстенсивно, увеличивая рабочий объем цилиндра Vh или число цилиндров, однако при этом возрастают габаритные размеры и масса двигателя. Мероприятия по интенсивному повышению мощности оценивают литровой мощностью Nn, которая представляет собой отношение номинальной эффективной мощности NeHOM к рабочему объему двигателя: 7Ул = NeHOJ(iVh) = /yi/(30r). Nn — мощность, получаемая с единицы рабочего объема. При заданной номинальной мощности большая литровая мощность обеспечивает снижение рабочего объема и, следовательно, уменьшение габаритных размеров и массы двигателя. Комплекс технических мероприятий, направленных на повышение литровой мощности, называют форсированием двигателя автомобиля.
Из определения Nn следует, что принципиально возможно форсировать ДВС тремя способами: увеличением номинальной частоты вращения ином или среднего эффективного давления ре, переходом с четырехтактного рабочего процесса на двухтактный. Увеличение Nn путем повышения номинальной частоты вращения широко применяется в двигателях с искровым зажиганием. В дизелях такое повышение затруднено из-за сравнительно большой массы подвижных элементов кривошипно-шатунного механизма, больших механических нагрузок, трудностей с организацией процессов смесеобразования и сгорания при малом времени, отводимом на их реализацию. Кроме того, при повышении чистоты вращения возрастают внутренние потери и, следовательно, ухудшается экономичность двигателя.
Номинальная частота вращения современных двигателей с искровым зажиганием достигает 6500 мин»1, дизелей грузовых автомобилей — 2600 мин»1, а дизелей легковых автомобилей — 5500 мин»1. Это предопределяет большую литровую мощность двигателей с искровым зажиганием (в 2…3 раза по сравнению с дизелями без наддува).