Наземный транспорт — самый привычный способ перевозки людей и грузов из одного места в другое. Сегодня по дорогам мира мчится более 800 млн грузовиков, автобусов и легковых автомобилей. Миллионы пассажиров и огромное количество грузов включая уголь и химикаты, перевозит железнодорожный транспорт. Каждый день по дорогам перевозят миллионы тонн сырья и товаров. Грузы по дорогам перевозят небольшие фургоны, грузовики средних размеров и огромные автопоезда. А ведь всего-то несколько десятков лет назад автомобили воспринимались огромными железными чудовищами. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня только перечисление различных видов спецтехники займет не одну страницу, а одним из самых популярных, здоровых и экологически чистых видов транспорта остается велосипед. Заднее колесо велосипеда приводится в движение цепной передачей педалями, которые поворачивает велосипедист.
Содержание статьи
Воздушный транспорт
Самолёт может летать по воздуху. Когда он движется вперёд, его крылья создают подъёмную силу. Большинство самолётов оснащены реактивными двигателями или моторами, управляющими пропеллерами. На крыльях и хвосте самолёта расположены движущиеся части, помогающие пилоту изменять высоту и направление движения. Элероны на крыльях и руль направления на хвосте заставляют самолёт поворачивать в стороны. Рули высоты на горизонтальной части хвоста поднимают или опускают нос самолёта.
Вертолёты
Вертолёты снабжены быстро вращающимися круговыми лопастями. Когда они вращаются, они действуют как крылья в воздухе, создавая подъёмную силу и позволяя вертолёту подняться в воздух.
Летающие лодки
Некоторые самолёты способны садиться на воду. Эти летающие лодки имеют на крыльях стабилизирующие поплавки. Часть таких самолётов приспособлена для тушения лесных пожаров. Они набирают воду, садясь на поверхность озера или моря, и затем летят тушить пожар.
Реактивное движение
Создание в 1930-е г. реактивных двигателей позволило самолётам летать быстрее. Реактивные двигатели втягивают в себя большое количество воздуха, который смешивается с топливом. В результате сгорания топлива и воздуха выделяется огромное количество энергии, которая и толкает самолёт вперёд.
Авиалайнеры и аэропорты
В 2007 г. более 4400 млн человек летали на самолётах в основном на гигантских авиалайнерах, вмещающих, до 500 пассажиров. Эти лайнеры взлетают и приземляются в аэропортах. Самым крупным аэропортам приходится обслуживать сотни лайнеров каждый день.
Воздушные шары
Воздушные шары состоят из огромной оболочки, которую наполняют газом, и прикреплённой внизу корзины. Некоторые воздушные шары наполняют гелием, но большинство летает на горячем воздухе. Газовая горелка нагревает воздух внутри оболочки, делая его легче воздуха, который его окружает. Это позволяет шару взлететь.
Поезда
Железная дорога — широкая сеть стальных путей, по которым едут поезда. Когда-то их приводили в движение паровые двигатели. Но сегодня большая их часть управляется электрическими или дизельными двигателями. Скоростной японский поезд JR 500 курсирует по маршруту со скоростью до 300 км/ч.
Специальный транспорт
В некоторых условиях на суше требуется особый транспорт. Внедорожники часто имеют большие толстые шины для лучшего сцепления с дорогой. Этот снегоход снабжён гусеницами, которые приводит в движение мотор. Снегоход установлен на две небольшие лыжи.
Подземный транспорт
Многие крупные города имеют транспортные системы, спрятанные глубоко под землёй, — метрополитен. Подземный транспорт перевозит миллионы горожан и туристов.
Рекорды скорости на суше
Во Франции в 1898 г. Гастон де Шаллсу-Лоба установил первый в мире наземный рекорд скорости, проехав на автомобиле со скоростью 63,15 км/ч. Нынешние технологии оставили этот рекорд далеко позади. В 1997 г. британский гонщик Знди Грин на автомобиле «Траст СО» установил новый рекорд, проехав с невероятной скоростью в 1233,7 км/ч.
Безопасность и современные автомобили
Средства безопасности современных автомобилей, поездов и грузовиков проходят тщательные испытания. Эти автомобили столкнулись во время краш-теста, чтобы проверить, правильно ли поведут себя в опасной ситуации их кузова, будет ли энергия удара выведена за пределы автомобиля и будут ли пассажиры и водитель в безопасности.