К основным пожарным автомобилям относятся две дополнительных подгруппы, а именно:
- Пожарные машины общего назначения;
- Пожарные авто целевого применения.
Пожарные автомобили общего применения
В эту подгруппу входят: автомобильные цистерны, автонасосы, а также автомобили первой помощи.
Пожарные автоцистерны комплектуются специализированными ёмкостями или резервуарами для воды и пены, а также насосами. С помощью данной спецтехники транспортируются различные смеси для тушения огня, огнетушащие устройства и прочее оборудование к очагу возгорания.
Автоцистерны – очень распространённый вид пожарных автомобилей, который разделяется на более профильные группы:
- Лёгкие — с объёмом цистерны не больше 2 000 литров. К данной группе относится пожарная автомобильная цистерна АЦ30 (53А);
- Средние – объём ёмкостей в данных цистернах от до 2 до 4 кубических метров. К средним автоцистернам относятся модели АЦ 30 (130) и АЦ40 (375);
- Тяжёлые – с объём ёмкости более 4 кубических метров.
Для автомобильных цистерн базой могут служить следующие грузовые автомобили:
- ЗИЛ. У этих машин насос перекачивает от 40 литров за секунду. Вместимость ёмкости для пены – 210 литров, для воды – 3.5 кубических метра;
- КамАЗ. Данные грузовики гарантируют такую-же скорость перекачки насосом, а вот вместимость бака для пены – 350 литров, для воды – 5 кубометров;
- Урал. Это самые мощные базы для автоцистерн. Производительность пожарного насоса – 100 литров в секунду, бак для пены вмещает – 900 литров, а для воды 15 кубометров.
Теперь рассмотрим конструкцию автонасосов, которые очень похожи на автомобильные цистерны. Главным отличием является назначение спецтехники и большое количество специального оборудования, которым данная машина оснащается.
В большинстве случаев, базой для автонасосов служит грузовик КамАЗ. Пожарный рукав может различаться диаметром от 51 до 77 мм и длиной от 3.5 до 5 тысяч метров.
Задача машин первой помощи – доставлять пожарный расчёт и малогабаритное оборудование к пожару. Базой служат шасси грузовых моделей ГАЗ. С помощью этих машин локализуется пожар до приезда крупной пожарной техники.
Производительность – 0.8 литра в секунду, объём бака для пены – 50 литров, для воды – 500 литров.
Пожарные автомобили целевого применения
К пожарным автомобилям целевого применения можно отнести:
- Спецтехнику для пенного тушения. В составе данного автомобиля имеется комбинированный лафетный ствол, две дополнительные переносные дозирующие вставки и 6 генераторов пены. В качестве шасси используется база Урал. Производительность – 2 400 литров в секунду, а объём бака – 180 литров;
- Машины порошкового тушения. Эту технику используют для тушения огня на предприятиях, заводах и прочих промышленных объектах. Их не производят с 1986 года, но до сих пор в некоторых частях они состоят на службе;
- Установки газового тушения. Эта техника позволяет успешно бороться с огнём, который охватил объекты под напряжением. Помимо этого, данные установки активно задействуются там, где нельзя использовать воду, пену или порошковую смесь. В качестве базы может использоваться шасси автомобилей Урал, ЗИЛ и КамАЗ;
- Машины газо-водяного тушения. У данной техники турбореактивный двигатель, который способен создавать мощнейший газовый поток. Чаще всего это помогает потушить газонефтяные фонтаны. Базой служат шасси от грузовых машин КамАЗ. Производительность – 150 л/с.
Далее на видео вы можете ознакомиться с устройством пожарной машины.