Еще недавно система турбонаддува была доступна только владельцам спортивных и тюнингованных машин, а сегодня эта опция встречается и на многих серийных моделях вне зависимости от их класса. Некоторые умельцы устанавливают турбонаддув даже на отечественные автомобили, включая продукцию автоВАЗа. Рассмотрим особенности работы системы турбонаддува, ее плюсы и минусы. Хотя механизм устроен достаточно сложно в механическом отношении, принцип работы его очень простой. Отработавшими выхлопными газами осуществляется вращение лопастей так называемой улитки, которая через общий вал передает энергию вращения другой улитке, которая засасывает наружный воздух и подает его в цилиндры. Так поддерживается требуемое избыточное давление воздуха, увеличивающее мощность. Когда завершится такт работы мотора, газы выходят снова, вращая 1-ую улитку.
Основное преимущество системы турбоннадува заключается в росте мощности двигателя по сравнению с обычными, не турбированными движками. Благодаря тому, что работа системы осуществляется за счет выхлопных газов, не происходит потери мощности двигателя из-за механических процессов. Повышение давления внутри камеры сгорания позволяет снизить потребление горючего турбированными двигателями, что положительно сказывается на экономии топлива во всем рабочем диапазоне оборотов и мощностей. Из-за более полного сгорания топлива в цилиндрах ДВС растет экологичность этих двигателей, и они выбрасывают в атмосферу меньше вредных газов. Среди минусов следует упомянуть эффект возникновения турбоямы. Другой недостаток заключается в необходимости работы агрегата в холостом режиме после сильных нагрузок.
Это связанно с сильным нагревом системы турбонаддува во время работы и высокой чувствительностью к повышенным температурам. Необходимую температуру сохраняет только непрерывная подача масла, и нельзя сразу останавливать мотор после высоких нагрузок, поскольку это может привести к поломке турбины. Рекомендуется дать мотору поработать в холостом режиме, чтобы она остыла. Для этих целей обычно пользуются специальным турботаймером. Существует множество разных типов систем турбонаддува, среди которых есть фирменные и сделанные самостоятельно — многие автовладельцы научились самостоятельно изготавливать турбо наддув. Другие стали пользоваться электрическим турбонаддувом, который имеет более простую конструкцию и легок в установке, но при этом менее эффективен, по сравнению со стандартной системой. Конечно, такая система повышения мощности будет постоянно усовершенствоваться и со временем превратиться в привычную опцию для каждого серийного автомобиля. Ну а чтобы устранить эффект турбоямы, пользуются различными вариантами доработанных турбироанных двигателей, например Твинтурбо или Би-турбо.