При равномерном движении транспортного средства без изменения положения управляющего органа крутящий момент, развиваемый двигателем Мк , соответствует моменту сопротивления дороги Мс (внешняя нагрузка). С изменением внешней нагрузки Мс и неизменном положении органа управления двигателем частота вращения коленчатого вала п и скорость движения автомобиля t>a автоматически изменяются в сторону сближения значений Мс и Л/к. Проанализируем работу двигателя при движении автомобиля на одной передаче и постоянном положении органа управления двигателем для различных дорожных условий При движении по горизонтальному участку дороги значения постоянны, а значения крутящего момента двигателя и момента сопротивления дороги равны (Мк1 = Л/с1) . Когда автомобиль движется в гору, момент сопротивления дороги Л/с’2 становится больше крутящего момента двигателя Мк1.
Поэтому двигатель уменьшает частоту вращения, пока значения моментов вновь не станут равными (Мк2 — Мс2 ). При восстановлении движения по горизонтальному участку дороги (Л/С2 < Л/к2) происходит возврат в исходное состояние — частота вращения двигателя увеличивается до п = nh а Л/к, = Мс1. При движении под гору Мс уменьшается (М. < Мк1) и* следовательно, частота вращении я коленчатого вала возрастает до достижения равенства моментов Мк3 = Л/с3 .Во время эксплуатации транспортного средства двигатель значительное время работает в условиях неустановившихся (переходных) режимов, при которых его показатели и тепловое состояние постоянно меняются во времени. Такие режимы возникают при изменении мощности и частоты вращения, при разгоне и торможении транспортного средства двигателем и т.д.
В этих условиях показатели двигателя значительно отличаются от полученных на установившихся режимах. С учетом условий эксплуатации для каждой конкретной категории транспортных средств, можно определить совокупность наиболее характерных режимов работы двигателей. При движении автомобиля в городских условиях для двигателя характерны относительно большие интервалы работы на режимах разгона, торможения, частичных нагрузок и холостого хода. При эксплуатации транспортного средства на междугородних перевозках большую часть времени двигатель работает на установившихся режимах, близких к режиму номинальной мощности.