Система смазки двигателя служит для подачи масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения, удаления продуктов износа и охлаждения трущихся деталей. При отсутствии, недостатке или некачественной смазке(неисправности системы смазки) трущиеся детали быстро нагреваются, прочность их резко уменьшается, увеличивается износ, нарушаются зазоры в сопряжениях, падает механический коэффициент полезного действия. Наиболее трущиеся детали работают с трением скольжения, и для их нормальной работы требуется постоянный подвод смазки, обеспечивающий условия, близкие к жидкостному трению. По условиям работы двигателя наиболее напряженными деталями являются детали кривошипно-шатунного механизма и особенно шейки коленчатого вала. К ним, как правило, смазка подается под давлением, которое создается насосом. Смазывание стенок цилиндров и поршня обеспечивается разбрызгиванием.
Важным элементом в системе смазки двигателя являются фильтры, которые очищают циркулирующее масло от механических и химических примесей. Непрерывная очистка масла обеспечивает его стабильность и увеличивает срок службы. Под действием кислот примеси образуют отстой-густой осадок, засоряющий фильтры и оседающий в каналах масланой магистрали. Особенно вредны для двигателя твердые механические примеси в масле (нагар, пыль, продукты износа металических деталей), действующие как абразив. Большую роль в системе смазки двигателя играют масляный насос, обеспечивающий необходимое количество и давление масла в системе, а также клапаны, ограничивающие давление и перепускающие масло в магистрали при засорении фильтра грубой очистки или при большой вязкости масла.
В современных двигателях имеется довольно мощная система вентиляции картера двигателя, назначение которой-удаление газов и паров гарючего, прорвавшихся в картер, а также охлаждение масла атмосферным воздухом. Система вентиляции картера соединена с атмосферой и системой пуска двигателя.
При значительном прорыве газов в картер в нем может возникнуть избыточное давление, и если система вентиляции не обиспечит отсос газов, масло может выдавливаться из картера через сальниковые уплотнения (особенно через сальник заднего подшипника каленчатого вала). Естественно, что выдавливание масла из картера может привести к отсутствию смазки и аварии двигателя. Течь масла через сальники появляется при избыточном давлении в картере около 100мм. вод., т.е. около 0,001МПа(0,01 кг/см). Такое давление может быть при прорыве газов в картер в количествах 130-150л/мин. Исправная система вентиляции удаляет из картера газов 60-70л/мин. Следовательно, в процессе эксплуатации необходимо проверять состояние системы вентиляции картера. Наличие газов в картере вредно еще и потому, что газы содержат пары воды, бензина, сернистый газ, углекислый и угарный газы-все эти химические элементы ухудшают качество масла, расжижают его и осмоляют, а попадая в салон, отравляют водителя.
В процессе работы двигателя масло загрязняется механическими примесями и изменяется его химический состав. В карбюраторных двигателях значительно разжижается масло тяжолыми фракциями топлива. В дизельном двигателе в большинстве случаев вязкость масла увеличивается за счет нарастания в нем количества механических примесей и смолистых веществ, находящихся в масле в мелкодисперсном состоянии. Существует неправильное мнение, что сохранить качество масла можно только одной регулярной его сменой. Без непрерывной фильтрации масло в двигателе быстро загрязняется механическими примесями и стареет. При исправной работе фильтра тонкой очистки износ двигателя уменьшается, так как фильтры улавливают не только механические примеси, но и некоторые продукты старения масла.
Регулярная смена масла(еще лучше с промывкой масляной системы)в двигателе необходима. Сроки смены масла рекомендованы техническими условиями-для автомобильных двигателей через 9-12 тыс.км. пробега. У двигателей, работавших без замены масла до капитального ремонта, в процессе эксплуатации требовалось проведение дополнительных ремонтных работ из-за пригорания поршневых колец, отказа в работе вкладышей подшипников вала и др., тогда как двигатели, в которых масло заменялось регулярно, этих работ не требовали. Увеличение периодичности замены масла вызывало износ гильз цилиндров на 10-60 процентов, поршневых колец на 25-50 процентов и вкладышей шатунных подшипников на 40-100 процентов. Техническое состояние системы смазки двигателя и качество масла влияют на долговечность и безотказность работы двигателей поэтому следует постоянно контролировать систему смазки двигателя автомобиля, хотя приборы самой системы довольно надежны и редко выходят из строя.