Знаете ли вы, что свечи зажигания имеют более длинную историю, чем сам автомобиль? Впервые свечи зажигания были запатентованы еще в далеком 1860 году Жан Жозеф Ленуаром для газовых двигателей, а система зажигания от магнето была открыта в начале 20 века. Однако современная технология зажигания от батареи стало использоваться с 1920 годов. Свеча зажигания – это специальное устройство, функция которого заключается в воспламенении топливно-воздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Поджигается эта смесь разрядом электричества очень высокого напряжения – тысячи, или даже десятки тысяч вольт. Этот разряд (или искра) образуется между электродами свечи в строго определенный момент времени работы двигателя. Обычно в двигателе легкового автомобиля устанавливается четыре свечи, но есть двигатели и с другим числом свечей.
Свечи зажигания находятся в камере сгорания и, естественно, подвергаются высоким нагрузкам: механическим, термическим, электрическим, и даже химическим, ведь топливо никогда не сгорает на сто процентов. Ввиду таких жестких условий работы свечи имеют определенные особенности устройства, ведь от того, насколько бесперебойным будет искрообразование, зависят пусковые свойства двигателя, его мощность, экономичность, а также насколько токсичными будут отработанные газы. Устройство свечей зажигания. Свечи зажигания состоят из металлического корпуса, электрода, изолятора из керамики, и контактного стержня. На корпусе имеется резьба, при помощи которой свеча ввинчивается в головку блока цилиндров. Корпус покрыт специальным составом для защиты от коррозии. Поверхность, которой свеча упирается в головку, называется опорной поверхностью и бывает плоской или конической.
Если она плоская, то для качественной герметизации свечного отверстия применяется уплотнительное кольцо. Если же поверхность коническая, то она сама по себе надежно герметизирует соединение головки блока со свечой. Изолятор изготавливается из высокопрочной технической керамики. Чтобы предотвратить утечку тока, на поверхности изолятора, в его верхней части, делают канавки в виде колец, а также покрывают специальной глазурью, а со стороны камеры сгорания части изолятора придают форму конуса (который называется тепловым).
Внутри керамики находятся контактный стержень и центральный электрод. Герметизируются они при помощи стеклогерметика (токопроводящей стекломассы). Боковой электрод – масса, соединен с корпусом при помощи сварки. Эти электроды изготавливаются из специального жаростойкого металла, однако в настоящее время многие производители начали выпускать свечи зажигания, в которых центральный электрод выполнен из биметаллического сплава: снаружи – хромоникель, а внутри – медь. В результате того, что теплопроводность у этих двух металлов разная, улучшается процесс самоочистки электродов от нагара, а также повышается защита от перегрева. Такие свечи зажигания называются «термоэластик». Более того, биметаллическим могут изготавливать также и боковой электрод, в результате чего температурный режим свечи расширяется еще больше.
Главные параметры свечей
- Калильное число. Это значение, указывающее на тепловые свойства свечи. Существуют горячие свечи, холодные и термоэластичные;
- Величина искрового промежутка. Это зазор между боковым и центральным электродами. Указана в инструкции по эксплуатации автомобиля;
- Габаритные размеры – шаг резьбы и ее диаметр. Для каждого двигателя строго определены.
Основные бренды свечей зажигания
- BOSCH, Германия. Лидер на европейском рынке по свечам зажигания – 98% покрытия рынка. Более 500 типов свечей на разные транспортные средства: от лимузина до мопеда;
- BERU, Германия. Одна из известнейших фирм по производству автомобильной электрики. Основное внимание придается качеству продукции. Имеет сертификат DIN/ISO 9001. На каждый миллион выпускаемых свечей зажигания всего 50 – 80 бракованных;
- NGK, Япония. Во всем мире известна инновациями, техническими достижениями качеством продукции. Свечи зажигания представлены в широком ассортименте;
- CHAMPION, Англия. С 1908 г. лидер в производстве свечей зажигания. Свечи зажигания этой фирмы – это первый, или второй тип свечей, которые более всего рекомендованы во время сервисной замены практически для любого автомобиля.
Как видим, свечи зажигания, несмотря на свою кажущуюся простоту, довольно сложное устройство. И это вполне логично: ведь от ее качества напрямую зависит не только качество езды, но и исправность двигателя.