Важнейшей чястью автомобиля является система зажигания. Для бензинового двигателя она создает искровой разряд высокой мощности, который в нужный момент распределяется по цилиндрам и воспламеняет топливно-воздушную смесь. В дизельном двигателе возгорание происходит не от искры, а путем создания максимального сжатия смеси и правильного момента впрыска топлива под высоким давлением. Зажигание бензинового двигателя осуществляется тремя способами: контактным, где создание и накопление разряда в катушке осуществляется прерывателем трамблера; бесконтактным, в котором управление разрядом на себя берет специальное транзисторное устройство (коммутатор); и, наконец, зажигание, управляемое микропроцессором, специальным электронным блоком. Электронное зажигание характеризуется созданием, если так можно выразиться, наиболее точного зажигания.
Роль катушки зажигания во всех трех видах зажигания — это преобразование напряжения с 12 вольт до 30000 вольт, что и обуславливает образование искры высокой мощности, которая в нужный момент воспламеняет топливную смесь в цилиндрах. Как правило, неверно установленное зажигание сразу ощущается в работе двигателя. Двигатель глохнет, неустойчиво работает на малых и средних оборотах, автомобиль теряет динамику разгона, появляется вибрация и детонация. В таких случаях необходимо срочно отрегулировать систему зажигания, так как некорректная работа двигателя может привести к более серьезным последствиям, вплоть до выхода отдельных деталей и узлов из строя. Когда за образование топливной смеси отвечает карбюратор, негативные факторы могут быть причиной некорректной настройки самого карбюратора, поэтому важно определить, что явилось причиной неисправности.
Для дизельного двигателя наиболее характерным будет выброс большого количества черного дыма из выхлопной трубы. Чтобы правильно установить угол опережения зажигания, необходимо для начала совместить метки шкива коленвала с меткой на блоке цилиндра: у некоторых иномарок эти метки нанесены на маховике, которые можно увидеть через специальный лючок на кожухе сцепления. После этого вынимаем трамблер, снимем его крышку и проворачиваем его за привод так, чтобы бегунок стоял напротив первого цилиндра. Важно, чтобы коленчатый вал при этом не провернулся. Проверить правильность меток можно с помощью индикаторной отвертки или обыкновенным пробником. Для этого один щуп соединяют с выходом низкого напряжения из трамблера, а второй подсоединяют на массу двигателя. При повороте двигателя с помощью специального ключа метка на шкиве совмещается в тот момент, когда загорается индикаторная лапочка.
Далее стоит проверить момент зажигания на ходу. Прогрев предварительно двигатель, наберите скорость не более 50 км/ч и переключите рычаг коробки передач на четвертую передачу. Далее плавно нажимайте педаль газа, при этом должна возникнуть кратковременная (не более 3 секунд) детонация. В том случае, если детонация более длительная, необходимо уменьшить угол опережения зажигания, проворачивая трамблер по часовой стрелке. При отсутствии детонации трамблер проворачивают против часовой стрелки, тем самым увеличивая УОЗ. В дизельном двигателе принцип установки угла аналогичен, но вместо трамблера операции проводят с топливным насосом высокого давления (ТНВД).