Каждый автовладелец, будь это позже или раньше, сталкивается с ситуацией, когда требуется заменить старый воздушный фильтр новым. Если он не будет вовремя заменен, двигатель не просто будете испытывать трудности с получением достаточного количества воздуха, это также скажется на его приемистости и экономичности. Вот почему, когда наступает срок, нельзя никак обойтись без замены воздушного фильтра. Сегодня редко на каких моделях легковых машин пользуются жидкостными воздушными фильтрами, внутри корпуса которых залито небольшое количество минерального масла, которое является отражателем и улавливателем абразивных веществ. По большей части, жидкостными фильтрами пользуются в автомобилях марки ГАЗ отечественного производства, в остальных же моделях, например, ВАЗ и иномарках пользуются современными «сухими» воздушными фильтрами. Они содержат внутри корпуса специальные картриджи из картона, которыми очищается воздух.
При использовании в фильтре картриджа, выпущенного известной немецкой компанией «Hollingworth & Vose», можно не сомневаться, что величина оказываемого сопротивления входящему воздуху будет составлять не больше чем 0.6 %. Это необходимо, чтобы сэкономить на топливе. Здесь следует отметить прямую зависимость. Чем более низкий показатель имеет сопротивление фильтра, тем большую мощность получит двигатель. Так в спортивных автомобилях используются фильтры, обладающие нулевым сопротивлением. Однако даже при использовании самых «простых» типов воздушных фильтров, со значением сопротивления 0,6%, не происходит снижения мощности силового агрегата, конечно, если они не загрязненные и не требуется замена воздушного фильтра.
Сухие воздушные фильтры бывают с различной формой и диаметром. Сегодня можно повстречаться с треугольными, круглыми и квадратными воздушными фильтрами, которые похожи одним свойством. Ими предотвращается прохождение неочищенного воздуха в камеру сгорания, что получается благодаря наличию между корпусом и картриджем специального изолирующего материала, который называется пластизоль, который не позволяет неочищенному воздуху оказаться в воздушной системе силового агрегата. При использовании современных воздушных фильтров водителю не обязательно постоянно следить за состоянием картриджа. Необходимо лишь позаботиться о замене такого фильтра через 15—20 тыс.км пробега. Тогда можно быть уверенным, что двигатель будет дышать свободно. Конечно, при эксплуатации транспортного средства в условиях, где наблюдается высокая загрязненность воздуха (например, в пустыне), картридж в сухом воздушном фильтре следует менять чаще.