Как заменить успокоитель цепи ГРМ на Ваз 2106

Содержание статьи

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.

Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики

Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжером натяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификациях устанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давления масла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.

Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака, который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя. От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжки уберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когда вращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.

Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняет следующие функции:

Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя. На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длина хода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. В зависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:

При покупке цепи легко проверить количество звеньев, не занимаясь их пересчетом. Расправить изделие в длину так, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу. Если концы легли одинаково, то количество звеньев 116, у короткой цепи крайнее звено будет повернуто под некоторым углом.

Определяем необходимость замены цепи

Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой и составляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени при эксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлические звенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуются зазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целом по цепному приводу, длина детали значительно увеличится.

Степень изношенности цепного привода определяется по таким симптомам:

Если есть смещение хотя бы на 1 см, это говорит о растяжении цепи.

Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, может перескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через одну секцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигатель вибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает его мощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу или карбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.

При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше не запускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанами из-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтом двигателя.

Подготовка к замене: материалы, инструменты и разборка

При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:

Процесс разборки несложный, но очень трудоемкий: приходится откручивать большое количество гаек и болтов, демонтировать несколько узлов и деталей. Поэтому целесообразно менять все изношенные элементы, в том числе шестеренки. Специалисты рекомендуют менять комплект ГРМ на «шестерку» и несколько дополнительных элементов, набор состоит из следующих деталей:

Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.

Как сделать замену успокоителя цепи ВАЗ-2106 самостоятельно

Если вы будете использовать автомобиль с изношенными деталями его двигателя, то есть риск того, что силовой агрегат откажется работать через некоторое время. Одним из узлов, требующих внимания, является газораспределительный механизм. В нем необходимо регулярно менять ремень, и обращать внимание на состояние других частей двигателя. Расскажем, как провести замену успокоителя цепи на ВАЗ-2106. Эта деталь часто выходит из строя при длительной эксплуатации автомобиля.

Когда менять успокоитель

Есть несколько признаков износа успокоителя цепи:

  • посторонний шум во время работы двигателя, часто в нем можно различить стук цепи по крышке блока цилиндров;
  • цепь проскакивает через зубцы привода, поэтому двигатель работает со сбоями – неправильно функционирует его газораспределительный узел;
  • двигатель заклинивает из-за обрыва цепи или частого проскакивания ее через зубцы привода.

Лучше всего не доводить до полного прекращения работы силового агрегата, а устранить изношенную запчасть еще в момент появления постороннего звона. Добраться до нее можно, если вы разберете газораспределительный механизм – успокоитель находится на обратной стороне, относительно башмака натяжителя.

Чтобы успокоитель не оборвался, необходимо регулярно подтягивать цепь привода распределительного вала. Если этого не делать, то упасть может не только успокоитель, но и его крепления (2 болта М6 разной длины с приваренными гайками). Из-за сильных колебаний цепи и возникновения резонанса, гайки может оборвать – что приводит к сильнейшим повреждениям мотора.

Какие инструменты нужны

Для ремонта вам потребуется приобрести новый успокоитель – для этого посмотрите номер на старой детали, так как на ВАЗ-2106 встречались разные двигатели. Не стоит ставить эту запчасть от других автомобилей – корректно силовая установка работать не будет.

Кроме комплектующей, вам потребуются:

  • торцевые головки и рожковые ключи в наборе;
  • отвертки разного размера;
  • длинный пинцет или крючок из проволоки;
  • автомобильный герметик;
  • прокладка для крышки головки блока цилиндров (она требует замены после каждой разборки этого узла);
  • чистая ветошь.

Лучше всего загнать машину в чистый и светлый гараж, там вам будет легче произвести замену, чем под открытым воздухом или в боксе с плохим светом.

Снятие успокоителя

Перед тем как заменить успокоитель, необходимо демонтировать старый:

  1. С минуса АКБ уберите клемму, чтобы не допустить замыкание при неосторожном движении. Снимите с воздушного фильтра корпус.
  2. Закройте концы диффузоров чистой ветошью, а затем снимите карбюратор.
  3. Снимите крышку блока цилиндров, открутив 8 креплений.
  4. Поверните шестерню распределительного вала так, чтобы метка на ней и прилив на корпусе совпали.
  5. Ослабьте гайку, удерживающую натяжитель цепи.
  6. Длинной отверткой отожмите башмак натяжителя, чтобы цепь ослабла.
  7. Удерживая отвертку, затяните колпачковую гайку натяжителя. Ваша цель заблокировать его.
  8. Найдите на корпусе успокоителя небольшое отверстие, за которое нужно подцепить его проволочным крючком.
  9. Удерживая проволоку, открутите крепления детали. Заранее подцеплять ее нужно, чтобы она не упала вглубь двигателя.
  10. При помощи крючка вытащите успокоитель.

Что вам потребуется иметь и как провести замену

Для выполнения ремонта вам необходимо подготовить:

  • новый успокоитель, совпадающий по маркировке со старым и купленный специально для модели ВАЗ-2107;
  • набор торцевых и рожковых ключей;
  • длинную отвертку с плоским сечением;
  • кусок прочной проволоки с загнутым крючком.

Когда вы будете приобретать товары для ремонта своего двигателя, стоит побеспокоится о расходных материалах: не забудьте про герметик и прокладку для крышки блока цилиндров.

Замена детали на неизношенную выполняется по инструкции:

  1. Снимите воздушный фильтр, открутив для этого 5 винтов крепления ключом на 12.
  2. Затем возьмите торцевую головку на 13 с трещоткой и открутите винты, крепящие крышку блока цилиндров.
  3. Ослабьте колпачковую гайку натяжителя накидным ключом на 13.
  4. Отожмите в сторону башмак длинной отверткой.
  5. Теперь вам нужно, не отпуская башмак, закрутить колпачковую гайку обратно.
  6. В технологическое отверстие успокоителя проденьте крючок из проволоки.
  7. Удерживая успокоитель, открутите его болты. Обязательно заполните правильное их расположение, так как длина креплений разная.
  8. Прокрутите вал ГРМ на треть оборота по часовой стрелке, помогая накидным ключом.
  9. Как только цепь ослабнет, аккуратно вытяните вверх успокоитель.
  10. Установите новую деталь и проведите сборку в обратном порядке.

Если вам достался автомобиль с классическим двигателем, то после демонтажа воздушного фильтра нужно удалить карбюратор. После сборки блока ГРМ обязательно следите за натяжением цепи — оно не должно быть избыточным.

Для предотвращения потерь масла нужно перед установкой крепежных болтов успокоителя смазать их посадочные места герметиком. Каждый раз, после разборки блока цилиндров, необходимо поменять прокладку крышки. Это позволит не нарушить работу газораспределительного узла.

Признаки износа успокоителя цепи ГРМ

Существует ряд вполне конкретных признаков, при появлении которых владельцу ВАЗ 2106 следует насторожиться. Вот они:

  • громкие удары, раздающиеся из-под капота сразу после запуска двигателя. Отчётливее всего они слышны, если двигатель холодный. А в целом громкость этих ударов напрямую зависит от степени провисания цепи ГРМ: чем сильнее разболталась цепь — тем меньше на неё действует успокоитель, и тем громче будут удары;
  • провалы мощности, возникающие сразу после начала езды. Это связано с износом успокоителя. Износ приводит к несинхронному вращению вала ГРМ и коленвала, что ведёт к сбоям в работе цилиндров. Эти сбои и становятся причиной ощутимых провалов мощности и плохой реакции автомобиля на нажатие педали газа.

Назначение успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106

О назначении успокоителя цепи ГРМ нетрудно догадаться из его названия. Задача этого устройства заключается в том, чтобы не давать цепи ГРМ слишком сильно колебаться, поскольку при сильных колебаниях цепь ГРМ может слететь с направляющих звёздочек. Возможен и второй вариант: цепь, основательно разболтавшись без успокоителя, просто оборвётся.

Как правило, обрыв цепи ГРМ происходит тогда, когда скорость вращения коленчатого вала достигает максимальных значений. В такой ситуации водитель просто не успевает среагировать на обрыв цепи и вовремя заглушить двигатель. Всё происходит мгновенно. В результате клапаны и поршни мотора оказываются повреждены, причём устранить такие повреждения удаётся далеко не всегда.

Иногда всё бывает настолько плохо, что проще купить новый автомобиль, чем возиться с восстановлением старого. Именно по этой причине за состоянием успокоителя цепи ГРМ необходимо тщательно следить.

Устройство успокоителя цепи ГРМ

Успокоитель цепи ГРМ — это металлическая пластина из высокопрочной стали. На пластине имеется пара крепёжных проушин с отверстиями для болтов.

Успокоитель ВАЗ 2106: замена своими руками


В статье вы узнаете про успокоитель ВАЗ 2106 и методе его замены. Срок службы этого устройства достаточно большой, но, рано или поздно, его нужно менять – в противном случае механизм газораспределения будет неправильно работать. Вся процедура замены происходит быстро – дольше вы будете осуществлять подготовку. А для этого потребуется снять крышку воздушного фильтра, головки блока, увести в сторону тросики подсоса и дроссельной заслонки.

Несколько слов про успокоитель ВАЗ 2106

Цена этого устройства колеблется в интервале 100..350 рублей, вряд ли найдете дороже. Стоит отметить, что этот элемент подойдет для всех моделей ВАЗ «классической» серии – 2101-2107. Замена успокоителя происходит в двух случаях:

  1. Если появился стук со стороны цепи привода ГРМ.
  2. Если цепь перескочила через зуб или имеет сильные колебания.


Для проведения работ вам потребуется небольшой набор инструментов и приспособлений:

  1. Ключи рожковые и накидные.
  2. Успокоитель ВАЗ 2106.
  3. Отвертки плоские.
  4. Жесткая проволока – небольшой отрезок, загнутый в виде крюка. Дальше будет рассказано о том, зачем он вам.

Разборка, снятие и установка узла

Итак, все работы нужно проводить в определенной последовательности:

  1. Выкручиваете болты крепления крышки воздушного фильтра и снимаете ее. Вынимаете фильтрующий элемент и ключом на «8» откручиваете четыре гайки крепления корпуса к карбюратору.
  2. На этом этапе лучше всего иметь трубчатый ключ на «10», с ним намного удобнее работать, нежели даже с торцовой головкой. Выкручиваете с его помощью все гайки, которыми крепится крышка головки. Обратите внимание, что очень часто гайки покрываются смесью пыли и масла, поэтому шайбы под ними плохо видно. Старайтесь не потерять их.
  3. Оттягивается колпачковая гайка натяжителя цепи ГРМ 2106.
  4. При помощи отвертки отжимаете шток, чтобы ослабить натяжение цепи привода газораспределительного механизма.
  5. Удерживайте таким образом отвертку и затяните колпачковую гайку.
  6. Заранее подготовленным крюком из проволоки подцепите успокоитель за проушину. Выкрутите оба болта, которыми он крепится.
  7. Проворачивайте болт на звездочке распределительного вала по часовой стрелке, чтобы полностью демонтировать успокоитель ВАЗ 2106.


Установка нового элемента происходит намного проще:

  1. Ставите новый на место, наживляете болты крепления. При этом стоит обращать внимание на одну особенность: нижний болт короткий, верхний – длинный. По-другому их поставить не получится. Больше никаких особенностей нет, просто выполняете все пункты, только начинаете 7-м, а заканчиваете первым.
  2. Производите регулировку натяжения цепи привода газораспределительного механизма.
  3. Устанавливаете крышку ГБЦ, корпус фильтра, производите затяжку.

Впрочем, это и все, что можно рассказать про такой элемент, как успокоитель ВАЗ 2106. Старайтесь менять его вовремя, иначе возможны самые печальные последствия – проушины иногда обламываются и вся эта металлическая планка падает вниз, зажимает звездочку коленвала. Результат – заклинивание двигателя и дорогостоящий ремонт. И все это может произойти из-за детали, цена которой в базарный день не больше 300 рублей, и то у самых жадных продавцов.

Замена успокоителя и регулировка клапанов на ВАЗ 2106

Бывают случаи когда при работе двигателя ВАЗ классики появляются посторонние звуки, похожие на работу дизеля, одной из таких причин появления такого звука — сорванный успокоитель. Нуждается в замене. Какие признаки, как определить что это обрыв успокоителя и, как произвести замену успокоителя цепи ГРМ на классике, смотрите в видео на примере автомобиля ВАЗ 2106.

Кроме этого инструкция будет полезна тем, что показан полный процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106 своими руками в гаражных условиях. Поэтому, чтобы узнать правильный порядок, как регулировать клапана на Ваз 2106, видео смотрите до конца, мастер расскажет много важных и интересных моментов, поскольку в данном случае клапана регулировались после работы двигателя на газу, так что владельцам машин оказавшиеся в подобной ситуации, просмотр этой инструкции будет очень кстати. Дополнительную информацию по регулировке клапанов на классике можно посмотреть также на странице: как регулируются клапана на ВАЗ 2105.

Замена успокоителя цепи ВАЗ 2106 без лишних хлопот

Износ автомобильного двигателя обычно является процессом постепенным, и до определенной величины пробега практически не заметен. Однако при уменьшении ресурса деталей, износ начинает прогрессировать, и в двигателе появляются различного рода неисправности.

Необходимость в замене успокоителя цепи автомобильного двигателя ВАЗ 2106 появляется в случае возникновения следующих признаков о его неисправности:

  • в моторном отсеке автомобиля, со стороны крышки промежуточного вала, появляется характерный шум или же звонкий стук цепи о крышку головки блока цилиндров;
  • в работе силового агрегата происходят нарушения и сбои, вызванные проскакиванием цепи на зубьях звездочек привода распределительного вала. Такая неисправность нарушает нормальную работу вследствие изменения режима работы газораспределительного механизма;
  • работа двигателя невозможна из-за серьезных причин, вызванных проскакиванием цепи на звездочках, обрыве цепи, и, как следствие, заклинивания двигателя.

Чаще всего обрыв успокоителя происходит из-за несвоевременного обслуживания двигателя, которое заключается в подтяжке цепи привода распределительного вала. Не натянутая должным образом цепь чаще всего и приводит к неисправностям. Успокоитель цепи двигателя ВАЗ 2106 расположен со стороны, обратной башмаку натяжителя.

К двигателю он крепится двумя болтами М6 различной длины. Для этого к его корпусу приварены гайки с резьбой М6. Иногда гайки обрывает из-за возникновения большого резонанса колебаний цепи, и дальнейшая работа двигателя не представляется возможной. При сильно изношенном успокоителе цепи ВАЗ 2106, как правило, возникает сильный шум.

В таком случае также возникает необходимость в работах по его замене.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

При выборе и покупке новой детали следует обратить внимание на ее номер, нанесенный на успокоитель цепи ВАЗ 2106. Цена его невысока и установка этого узла от других марок автомобилей не представляется возможной, а также целесообразной.

Инструменты и материалы, необходимые для замены:

  • набор рожковых ключей и торцевых головок;
  • набор отверток;
  • проволочный крючок или длинный пинцет;
  • новый успокоитель;
  • автомобильный герметик;
  • прокладка крышки головки блока цилиндров (при необходимости).

Работы по замене успокоителя цепи ВАЗ 2106 следует проводить в хорошо освещенном месте. Лучше всего, конечно же, подойдет чистый и светлый гараж.

Снятие детали производится в следующей последовательности:

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра.
  2. Снимаем карбюратор (предварительно необходимо закрыть колодцы диффузоров чистой сухой ветошью).
  3. Отвинчиваем восемь болтов крышки головки блока цилиндров, и снимаем ее.
  4. После этого проворачиваем звездочку распределительного вала, до совпадения ее метки с приливом на корпусе распредвала, выполняющим роль метки.
  5. Отворачиваем гайку натяжителя цепи (не до конца, необходимо просто ослабить).
  6. Длинной отверткой отжимаем башмак натяжителя, таким образом, прослабив цепь.
  7. Затягиваем колпачковую гайку натяжителя, при этом продолжая удерживать отвертку.
  8. Зацепляем успокоитель цепи проволочным крючком за технологическое отверстие на его корпусе.
  9. Отворачиваем винты крепления нашей детали.
  10. Снимаем натяжитель с двигателя, вытаскивая его крючком.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

При полном обрыве успокоитель цепи ВАЗ 2106, цена которого 200-450 рублей, часто падает вниз. В таком случае его вытаскивают длинным проволочным крючком или пинцетом. При невозможности такого извлечения, необходимо снятие поддона двигателя.

Перед началом установки элемента нужно убедиться в соответствии маркировок старой и новой деталей. Работа по монтажу успокоителя проводятся в таком порядке:

  1. В порядке, обратном снятию, устанавливаем новую деталь на место старой.
  2. Регулируем натяжение цепи привода распредвала. Для этого ослабляем колпачковую гайку, примененную в его конструкции. При этом наблюдаем за степенью перемещения его башмака. Если башмак неподвижен, не очень сильно бьем молотком по гайке. Таким образом, мы освобождаем плунжер этого узла. Далее проворачиваем коленчатый вал двигателя (по часовой стрелке) до появления сопротивления проворачиванию с его стороны (достаточно 1-2 полных оборотов). Затягиваем гайку натяжителя цепи.
  3. Контролируем совпадение меток, расположенных на звездочке распредварительного вала и на шкиве двигателя ВАЗ 2106.
  4. Устанавливаем крышку головки блока цилиндров. Перед установкой осматривают и меняют прокладку крышки, если в этом возникла необходимость.
  5. Далее присоединяем карбюратор (обязательно соблюдайте моменты затяжек гаек крепления, во избежание деформации его средней части).
  6. Устанавливаем воздушный фильтр.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

При установке успокоителя на автомобиль следует помнить о том, что болты крепления имеют разную длину. Поэтому важно соблюдать правильность их установки. И напоследок, полезный совет: перед затяжкой посадочные места под эти болты на головке блока цилиндров смажьте автомобильным герметиком. Это предотвратит течь моторного масла из-под них в дальнейшем.

Замена успокоителя цепи ВАЗ 2106

Рассмотрим подробно, как заменить успокоитель на Ваз 2106. Процесс начинается со снятия детали. Для этого понадобятся: набор отверток, торцевые головки, набор рожковых ключей, пинцет, прокладки головки блока.

Успокоители на ВАЗ 2106

Если происходит полный обрыв цепи, то успокоитель может упасть вниз. Чтобы его достать, нужно воспользоваться пинцетом.

Если не удается снять успокоитель таким способом, придется снимать поддон мотора. Прежде, чем производить замену успокоителя Ваз 2106, проверьте, совпадают ли артикулы старого и нового успокоителей.

Успокоитель “А” (2101-1006100) устанавливается двигатели 1,2 и 1,3 л. Успокоитель “Б” (2103-1006100) имеет измененный угол наклона и устанавливается на моторы 1,5 и 1,6 л.

Для замены понадобится успокоитель “Б” для длинноходных двигателей объемом в 1,6 л (на его рабочей поверхности выступает риска).

Замена успокоителя цепи в автомобиле ВАЗ 2106

Снятие детали производится в следующей последовательности:

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра.
  2. Снимаем карбюратор (предварительно необходимо закрыть колодцы диффузоров чистой сухой ветошью).
  3. Отвинчиваем восемь болтов крышки головки блока цилиндров, и снимаем ее.
  4. После этого проворачиваем звездочку распределительного вала, до совпадения ее метки с приливом на корпусе распредвала, выполняющим роль метки.
  5. Отворачиваем гайку натяжителя цепи (не до конца, необходимо просто ослабить).
  6. Длинной отверткой отжимаем башмак натяжителя, таким образом, прослабив цепь.
  7. Затягиваем колпачковую гайку натяжителя, при этом продолжая удерживать отвертку.
  8. Зацепляем успокоитель цепи проволочным крючком за технологическое отверстие на его корпусе.
  9. Отворачиваем винты крепления нашей детали.
  10. Снимаем натяжитель с двигателя, вытаскивая его крючком.

Регулировка клапанов Ваз 2106

Для регулировки зазоров клапанов Ваз 2106 понадобится следующий набор инструментов:

Из деталей понадобится прокладка под клапанную крышку. При регулировке клапанов Ваз 2106 своими руками ее желательно менять, поскольку повторная установка старой прокладки может оказаться не герметичной.

Чтобы начать регулировку нужно временно демонтировать несколько элементов: корпус воздухоочистителя, тягу дроссельной заслонки, шланг повторного сжигания картерных газов, трос подсоса воздуха и саму крышку ГБЦ.

Дабы определить последовательность и отсчитать клапана, нужно встать слева от машины и повернуться к двигателю. Порядок клапанов отсчитывается от цепи ГРМ к лобовому стеклу (от 1-го к 4-му цилиндру).

Порядок регулировки клапанов Ваз 2106

Рисунок 1. Расположение меток

После того, как отрегулировали зазор клапанов на Ваз 2106, нужно снова вернуть 4 цилиндр в исходное положение ВМТ и проверить правильность регулировки всех зазоров.

Регулировку зазоров можно контролировать по бегунку на трамблере. Изначально для этого требуется снять с него крышку. Выставив ВМТ 4-го цилиндра, можно сделать условную метку на корпусе трамблера.

После каждого поворота бегунка трамблера на 90 градусов можно выполнять регулировку следующей пары кулачков.

Двигатель при этом должен быть прогрет до оптимальной температуры в 30 — 40 градусов.

Регулировка с помощью рейки

Часто производится регулировка клапанов на ВАЗ 2106 в два приема — с помощью щупа и специальной рейкой. Первый способ указан выше и применяется большинством автомобилистов, так как они измеряют зазоры чаще всего именно щупом.

Правильно выбрать, каким щупом регулировать клапана на Ваз 2106, довольно просто. Понадобится либо один щуп на 0,15 мм из набора, либо можно купить отдельный щуп с пластмассовой ручкой.

Успокоитель цепи — что это такое и как используется? :

В статье мы расскажем максимально подробно про успокоитель цепи на автомобилях ВАЗ классической серии. Эти автомобили оснащены не ремнем, а именно цепью. Кажется, что она надежна и не может порваться.

Но это заблуждение, при определенных условиях и металл разрывается словно резина. Если у автомобиля типа ВАЗ-2107 начинают доноситься из-под капота удары, то это явный признак того, что вышел из строя успокоитель.

И если не устранить эту поломку своевременно, двигатель может выйти из строя полностью. И придется выполнять его капитальный ремонт.

Для чего нужен успокоитель цепи?

На ВАЗ-2106 при помощи успокоителя осуществляется гашение рывков и колебаний цепи привода механизма ГРМ. Они возникают обычно при запуске двигателя. Если произойдет увеличение амплитуды колебания цепи, то она может сорваться с шестеренок на коленчатом и распределительных валах. И обрыв может случиться в любой момент.

Да, цепь рвется, и происходит это тогда, когда коленчатый вал вращается с максимальной частотой. Причем обрыв происходит почти мгновенно. Вы при этом не сможете отреагировать оперативно на ситуацию и остановить двигатель. Следствие – сильные повреждения элементов двигателя. Гнутся и выпускные, и впускные клапаны.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

Следом разрушаются цилиндры, а это значит, что восстановлению двигатель уже не подлежит. Проще приобрести новый мотор. Именно поэтому можно сделать вывод, что успокоитель цепи на ВАЗ-2107 – это крайне важный элемент, который влияет на состояние всего двигателя в целом.

Как устроен успокоитель?

Это простая пластина, изготовленная из высококачественной стали с содержанием углерода. На ней имеется два отверстия для крепления. Второй элемент системы – это башмак гидравлической конструкции. Он находится непосредственно под крышкой головки блока. Та часть башмака, которая соприкасается с цепью, покрывается прочными полимерными составами.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

Для того чтобы получить доступ к успокоителю, нужно выполнить ряд действий:

  1. Снять крышку ГРМ.
  2. Ослабить ролик натяжения цепи.

В противном случае снять с двигателя успокоитель не выйдет.

Как работает успокоитель?

Когда происходит запуск двигатель, начинают от стартера вращаться коленчатый и распределительный валы. В идеале все механизмы должны работать максимально синхронно, но выходит сделать это не всегда.

На обоих валах установлены специальной конструкции звездочки, на них ставится цепь. Она изнашивается и провисает, а еще иногда можно наблюдать и вовсе странное явления – обламывание зубцов.

При этом провисание только увеличивается.

В итоге распределительный вал при запуске начнет вращаться после того, как коленчатый сделает треть оборота. Происходит рассинхронизация, цепь провисает еще больше и может соскочить со звездочек.

Для того чтобы не произошла рассинхронизация, устанавливается система успокоения. Это башмак и успокоитель. Башмак соединяется с маслопроводом, у которого на штуцере стоит датчик давления.

Если провисание цепи достигает критического значения, то при помощи датчика фиксируется падение давления масла.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

При этом в маслопровод нагнетается дополнительная порция масла, которая выталкивает башмак. Он выдвигается и начинает надавливать на цепь привода ГРМ. Это не позволяет ей соскочить со звездочек на распределительном и коленчатом валах.

Но проблема в том, что давит башмак сильно и резко, цепь при этом колеблется. Причем колебания наблюдаются не под башмаком, а с обратной стороны. Именно для гашения этих колебаний установлен успокоитель цепи.

На «Ниве» используется устройство такой же конструкции, как и на ВАЗе классической серии.

Это всего лишь пластина из металла, которая имеет высокую прочность. В конструкции нет подвижных элементов, но без успокоителя цепь и зубья звездочек изнашиваются очень быстро.

Признаки поломок успокоителя

Признаки, которые говорят о поломке, следующие:

  1. Громкие удары и скрежет, которые раздаются из-под крышки головки блока. Особенно громкие они сразу же после того, как происходит запуск двигателя. Чем больше провисание цепи, тем сильнее звук.
  2. Наблюдаются провалы мощности при работе мотора. Особенно отчетливо их можно заметить при запуске остывшего двигателя. Успокоитель износился и не в силах своевременно погасить колебания. Итог – нарушение синхронности работы цилиндров. Реакция мотора на нажатие педали газа неадекватная.

Почему выходит из строя успокоитель?

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

Кажется, что ломаться нечему – кусок углеродистого металла высокого качества. Но ведь ломается, а причины такие:

  1. Ослабление креплений. Постоянное изменение нагрузки на успокоитель вследствие этого. При непрерывных ударах затяжка болтов постепенно ослабевает, успокоитель сильнее разбалтывается и крепежи ломаются.
  2. Усталость материала, из которого изготавливается элемент. При ударах могут появляться микротрещины, которые невооруженным взглядом и вовсе не видны. Некоторое время не происходит практически ничего. Но при следующем сильном ударе трещина увеличивается и происходит поломка успокоителя.

Как осуществляется замена?

Для того чтобы выполнить самостоятельно замену элемента, вам нужно приобрести и подготовить такие элементы:

  1. Новый успокоитель для автомобиля вашей марки (стоимость около 500 руб.).
  2. Кусок стальной проволоки: длина — 20 см, диаметр — 1,5 мм.
  3. Рожковые ключи.
  4. Торцовые ключи и вороток, трещотка.
  5. Отвертки плоские.

Успокоитель цепи ВАЗ 2106: возможные поломки и замена, инструкции с фото и видео

Вам нужно выполнить такие манипуляции при ремонте:

  1. Снимите фильтр очистки воздуха. Ключом на «12» выкрутите 5 болтов, которыми он крепится.
  2. Головкой на «13» выкрутите болты, которыми крепится крышка ГБЦ и снимите ее.
  3. Ослабьте крепление башмака ключом на «13».
  4. Плоской отверткой теперь нужно отжать в сторону башмак.
  5. Удерживаете отверткой в таком состоянии башмак и затягиваете гайку колпачка.
  6. Сделайте из проволоки крючок, которым будете удерживать успокоитель. В противном случае он провалится внутрь мотора.
  7. Выкрутите все болты, которыми крепится успокоитель.
  8. Прокрутите распределительный вал примерно на 1/3 оборота по ходу движения часовой стрелки.

Далее необходимо извлечь успокоитель при помощи проволоки. Новый устанавливается на место старого, и осуществляется сборка в обратном порядке.

Замена успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Прежде чем описывать последовательность замены успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106, определимся с расходными материалами и инструментами. Вот что нам потребуется для работы:

  • комплект накидных ключей;
  • комплект рожковых ключей;
  • плоская отвёртка;
  • отрезок стальной проволоки диаметром 2 мм и длиной 30 см;
  • новый успокоитель цепи ГРМ для ВАЗ 2106 (в настоящий момент его стоимость составляет около 400 рублей).

Последовательность операций

Сразу следует отметить, что перед началом работы с успокоителем водителю придётся снять воздушный фильтр ВАЗ 2106, который держится на четырёх крепёжных болтах. Они откручиваются с помощью рожкового ключа на 12. Без этой предварительной операции до успокоителя не добраться.

  1. После снятия фильтра открывается доступ к головке блока цилиндров. Он закрыт крышкой, которую необходимо снять (удобнее всего это делать с помощью торцовой головки на 14 с воротком-трещоткой).
  2. Открывается доступ к натяжителю цепи ГРМ. Он крепится к корпусу ГРМ с помощью колпачковой гайки, которую следует ослабить накидным ключом на 13.

Кратко о конструкции привода

Чтобы самостоятельно поменять цепь и сопутствующие элементы, нужно знать устройство этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в движение распределительный вал мотора ВАЗ 2106, включает такие детали:

В старых версиях «шестёрки» устанавливался механический плунжер натяжителя, где шток выдвигается под воздействием пружины. Обновлённая модификация автомобиля комплектуется гидравлическим плунжерным устройством.

В процессе работы двигателя цепь ГРМ должна находиться в натянутом состоянии, иначе возникнет биение, ускоренный износ и перескакивание звеньев по зубцам шестерёнок. За натяжку отвечает полукруглый башмак, подпирающий деталь с левой стороны.

После звёздочки распредвала (по ходу вращения) установлена пластина успокоителя, прижатая к цепному приводу. Чтобы в результате сильного растягивания элемент не соскочил с нижней шестерёнки, рядом установлен ограничитель — металлический стержень, вкрученный в блок цилиндров.

Приводной механизм располагается на переднем торце двигателя и закрыт алюминиевой крышкой, в которой установлен передний сальник коленчатого вала. Нижняя плоскость крышки прилегает к поддону картера — эту особенность необходимо учесть в процессе разборки узла.

Назначение и характеристики цепи

Приводной механизм ГРМ мотора ВАЗ 2106 решает 3 задачи:

Длина и количество звеньев основного элемента привода — цепи — зависит от типа силового агрегата. На «шестые» модели «Жигулей» производитель устанавливал 3 разновидности моторов с рабочим объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. В двигателе ВАЗ 21063 (1,3 л) длина хода поршня составляет 66 мм, на модификациях 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) – 80 мм.

Соответственно, на силовых агрегатах с разным рабочим объёмом используются цепи двух размеров:

Как во время покупки проверить длину цепи, не пересчитывая звеньев? Вытяните её на всю длину, уложив обе части вплотную друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, перед вами запчасть на 116 звеньев для двигателей с большим ходом поршня (1,5—1,6 л). На короткой цепи для ВАЗ 21063 одно крайнее звено повернётся под другим углом.

Выставляем зажигание на слух

Как уже упоминалось выше, наиболее качественно выставить зажигание получится лишь при помощи стробоскопа. Но ведь до станции техобслуживания еще надо как-то добраться.

Для таких случаев отлично подойдет быстрый метод выставления зажигания «на слух»:

  1. Первым делом ослабьте крепежную гайку распределителя зажигания.
  2. Прогрев ДВС и не выключая его, вращайте корпус распределителя поочередно в обе стороны.
  3. Обороты должны соответствовать примерно 2000 об/мин.
  4. Прислушивайтесь к работе мотора. Лучшее положение — когда выдается максимально возможное число оборотов при ровной работе силового агрегата без провалов.
  5. По нахождению такого положения можно затягивать крепление.

Какие инструменты нужны

Для ремонта вам потребуется приобрести новый успокоитель – для этого посмотрите номер на старой детали, так как на ВАЗ-2106 встречались разные двигатели. Не стоит ставить эту запчасть от других автомобилей – корректно силовая установка работать не будет.

Кроме комплектующей, вам потребуются:

  • торцевые головки и рожковые ключи в наборе;
  • отвертки разного размера;
  • длинный пинцет или крючок из проволоки;
  • автомобильный герметик;
  • прокладка для крышки головки блока цилиндров (она требует замены после каждой разборки этого узла);
  • чистая ветошь.

Лучше всего загнать машину в чистый и светлый гараж, там вам будет легче произвести замену, чем под открытым воздухом или в боксе с плохим светом.

Инструкция по замене

Для установки нового цепного привода необходимо приобрести набор запчастей и расходных материалов:

Если при диагностике неполадок вы обнаружили потеки масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь несложно поменять в процессе разборки привода ГРМ.

Почему рекомендуется менять все детали привода, включая шестерёнки:

Инструмент и условия ведения работ

Из специальных приспособлений вам понадобится накидной ключ размером 36 мм для откручивания гайки (храповика), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку храповик расположен в углублении, захватить его рожковым ключом гораздо труднее.

Остальной набор инструментов выглядит так:

Удобнее всего выполнять замену цепи ГРМ на смотровой канаве в условиях гаража. В крайнем случае подойдёт открытая площадка, но тогда для разборки узла вам придётся ложиться на землю под машину.

Предварительная разборка

Цель подготовительного этапа — обеспечить удобный доступ к передней крышке силового агрегата и приводу ГРМ. Что необходимо сделать:

Кроме перечисленных деталей вы можете снять другие элементы, например, аккумуляторную батарею и основной радиатор. Эти действия необязательны, но помогут расширить доступ к цепному механизму.

На данном этапе рекомендуется максимально очистить переднюю часть мотора от грязи и масляного налёта. Когда вы снимете крышку привода ГРМ, откроется небольшой проём в масляном картере, куда могут попасть посторонние частицы.

Разборка инжекторной «шестёрки» производится аналогично, только вместе с корпусом воздушного фильтра нужно демонтировать гофрированную трубу, ведущую к дросселю, патрубки вентиляции картера и адсорбера.

Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106

Снятие и установка новой цепи

Если вы впервые разбираете цепной привод распределительного вала, строго придерживайтесь последовательности ведения работ:

В процессе разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда растянутая сверх нормы цепь разрушила или оборвала успокоитель, а обломки упали в картер. В идеале их нужно извлечь, демонтировав поддон. Но поскольку масляный насос оборудован сеткой, а в картере всегда скапливаются отходы, проблема не критична. Вероятность, что остатки детали помешают забору масла, почти нулевая.

При замене цепи на отцовской «шестёрке» меня угораздило уронить в картер отвалившийся кусок пластикового успокоителя. Попытки извлечения сквозь узкий проём оказались неудачными, обломок остался в поддоне. Результат: после ремонта отец проехал более 20 тыс. км и сменил масло, пластик находится в картере по сей день.

Установка новых запчастей и сборка выполняется в следующем порядке:

Дальнейшая сборка ведётся в обратном порядке. После крепления шкива рекомендуется повторно убедиться в правильности положения меток. Риска на бортике шкива должна стоять напротив длинной полосы на передней крышке.

Покупка

Цены на подобные устройства сильно варьируются — от 1000 р. за китайский пластик или изделие из соседней мастерской до 100 и более долларов за профессиональные комплекты с рокрингом и качественными роликами.

Рынок изделий достаточно узок. Выделяют всего несколько приличных компаний:

  • Truvativ – бренд от SRAM, безусловный лидер по качеству. Официально ввозится в Россию несколькими компаниями;
  • Hope – британская компания, делающая ставку на современные материалы при изготовлении деталей велосипеда;
  • Funn – тоже британская компания, ввозится в РФ достаточно редко, и цены обычно завышены;
  • Shimano – занимают средний ценовой сегмент.
Источники

  • https://toyota-chr2.ru/avtoremont-servis/vaz-2106-zamena-natyazhitelya-i-uspokoitelya-cepi.html
  • https://ZaphastiVaz.ru/salon-i-kuzov/kak-vyglyadit-uspokoitel-na-vaz-2106.html
  • https://kakpravilno02.ru/kak-sdelat-zamenu-uspokoitelja-cepi-vaz-2106-samostojatelno/
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/uspokoitel-tsepi-vaz-2106.html
  • https://artel55.ru/tehobsluzhivanie/kak-pomenyat-uspokoitel-na-vaz-2106.html
  • https://GrandFart.ru/transmissiya/kak-pomenyat-uspokoitel-na-vaz-2106.html
  • https://TeamsPro.ru/transmissiya/zamena-uspokoitelya-cepi-vaz-2106.html
  • https://LedStrong.ru/sovety/uspokoitel-cepi-vaz-2106.html
  • https://rmo-ru.ru/motor/uspokoitel-cepi-vaz-2106.html

[свернуть]
Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector