Стойки амортизаторов — это важный узел шасси автомобиля, который оказывает большое влияние на устойчивое поведение автомобиля на трассе. Ездить на машине с отслужившими свой срок или неисправными амортизаторами довольно рискованно: машина в этом случае непредсказуемо ведет себя на дороге. Во время резких поворотов, перестроений или других маневров машина с неисправными амортизаторами может оказаться на встречной полосе, развернуться, или вообще быть отброшенной в сторону. Недопустимо эксплуатировать неисправные стойки, и при первой возможности их надо заменить новыми. Однако если явных неисправностей нет, старые амортизаторы могут выполнять свою функцию, ведь их характеристики ухудшаются постепенно, главное — не пропустить момент, когда их эксплуатация может быть опасной. Давайте рассмотрим порядок самостоятельной проверки стоек амортизаторов в целях их своевременной замены.
Для начала информация, как проверяется работоспособность амортизационных стоек в автосервисах. На большинстве СТО имеются специальные приспособления – рамы, предназначенные для стыковки с транспортным средством, так называемые вибростенды. К раме подключаются датчики и контрольная аппаратура, затем машину раскачивают. Высокочувствительные датчики фиксируют амплитуду колебаний автомобиля и на основе измерений делается вывод, имеется ли превышение допустимых норм износа стоек или еще нет. К сожалению, этим методом проверки можно пользоваться только в автосервисах, в условиях гаража это сделать нереально. К тому же при проверке амортизаторов на вибростенде необходимо исключить неисправность других деталей ходовой, например, сайлентблоков или пружин, поскольку результаты измерений могут быть, мягко говоря, неточны.
Поэтому автолюбители придумали несколько методик, позволяющих самостоятельно определить степень износа амортизаторов. Первый вариант заключается в визуальном осмотре: следует как можно более тщательно оценить внешнее состояние амортизаторов. При наличии заметных следов течи масла, трещин в стакане амортизатора, его необходимо заменить. Другой способ определить работоспособность стоек — это проверить их при движении. исправные амортизаторы не будут стучать и авто не будет раскачиваться при прохождении препятствий и при резких поворотах. Многие водители пытаются определить, когда пора менять амортизаторы, раскачивая автомобиль, однако этот метод, хоть и дает какой-то результат, но не отличается особой точностью. Как правило, машина с исправными стойками не качается более одного раза в каждую из сторон после прекращения раскачки. Обычно амортизаторам требуется замена после 50 тыс. км пробега, многие стойки обладают именно таким сроком службы, однако не нужно особо полагаться на эти данные, заявленные производителем. Лучше изредка все же делать диагностику ходовой на специализированных СТО, а при замене обязательно менять попарно: две задние или две передние. В противном случае машина будет вести себя неустойчиво на неровной дороге, вы почувствуете, как ее будет водить и болтать на скорости.