Одна из разновидностей системы смазки двигателя получила название сухой картер. Она мало используется на серийных моделях, но широко распространена в гоночных авто и некоторых внедорожниках. Рассмотрим, какими конструктивными и функциональными особенностями отличается эта система, а также ее преимущества и недостатки по сравнению с традиционной системой смазки. Основное отличие состоит в том, что масло залито не в картер, а в специальную емкость, из которой насосом она далее подается к рабочим узлам. Как упоминалось выше, система сухой картер устанавливается на гоночных машинах или внедорожниках. Во время резких поворотов автомобиль раскачивается, что приводит к плесканию и даже вспениванию масла в блоке. Это становится причиной масляного голодания. Далее происходит закипание двигателя машины, и масло не может обеспечить требуемые смазочные характеристики. Чтобы решить эту проблему, придумана система смазки сухой картер.
Принцип ее действия основан на одновременной работе двух насосов, одним из которых осуществляется подача масла на трущиеся элементы, а другим откачивание масла обратно в резервуар, обеспечивая тем самым сухость картера. Масляный резервуар имеет систему фильтрации, радиаторы охлаждения и специальные устройства, которыми гасится колебание масла внутри резервуара. Чтобы удалять образующиеся газы, предусмотрены перепускные клапаны. Радиаторы охлаждения обычно расположены между масляным резервуаром и подающими насосами, так достигается проточное охлаждение рабочей жидкости. Система устроена несколько сложнее, чем традиционная система смазки мотора, но имеет больше преимуществ по сравнению с ней. Благодаря тому, что в картере нет масла, можно уменьшить высоту двигателя, а сам картер имеет не округлую, а плоскую форму, образуя ровную поверхность с днищем агрегата.
Благодаря хранению масла не в картере, а отдельном резервуаре, оно лучше охлаждается, что позволяет увеличить эксплуатационный срок масла, избегать его насыщения картерными газами, а также дольше сохранить однородность состава. Главное преимущество системы смазки заключается в ее эффективности. В независимости от режимов работы агрегата, подача масла осуществляется под требуемым давлением, обеспечивая оптимальный уровень смазки трущихся узлов. Важным плюсом считается отсутствие сопротивления жидкости коленвалу, и это прибавляет немного мощности двигателю. Конечно, система сухой смазки не лишена своих недостатков. Первый заключается в сложности конструкции, что увеличивает расходы на ее ремонт. Из-за большого количества деталей увеличивается риск их поломки. Второй минус в том, что увеличивается вес автомобиля из-за дополнительных компонентов, обеспечивающих работоспособность системы сухой картер. Ее установка имеет смысл лишь в том случае, когда автомобиль используется на гоночных треках или бездорожье. На автомобилях, эксплуатируемых для езды по трассе или городу, преимущества этой системы ощутить практически не удастся.