Автомобиль: устройство и техобслуживание, необходимое рулевому управлению. Единственным средством, дающим возможность водителю задавать автомобилю направление движения, является рулевое управление. Оно обеспечивается рулевым приводом с колесами, связанным через рулевой механизм с водителем. Рулевые механизмы легковых авто бывают червячные и реечные. Если механизм червячный , то руль поворачивает червяк, ролик, скользя по его резьбе, поворачивает через вал рулевую сошку, а она – передает усилие через рулевой привод на переднюю пару колес. У реечного механизма шестерня, сидящая на рулевом валу, перемещает рейку, управляющую рулевыми тягами колес. Для обеспечения правильных неодинаковых углов поворота колес служит рулевая трапеция.
С червячным рулевым механизмом работает рулевой привод, в состав которого входят три рулевые тяги и три рычага управления колесами. В случае реечного рулевого механизма у привода для управления поворотными рычагами колес есть лишь пара рулевых тяг. В современных автомобилях для облегчения водительских усилий служит гидравлический усилитель руля. Необходимо внимательно следить за количеством жидкости в гидроусилителе. В случае ее нехватки при повороте руля слышен гул. У гидроусилителя имеется расширительный бачок с метками минимума и максимума уровня жидкости. Жидкость следует наливать до максимальной отметки. Нужно внимательно следить за степенью износа подшипников червяка и самой пары.
Рулевые тяги не должны быть погнуты, а в картере всегда должно быть достаточно масла. Завышенная величина свободного хода рулевого вала («люфт») может объясняться как нарушенной регулировкой, так и износом червячной пары, увеличенными зазорами в шарнирах приводных тяг, износом втулок сошки и ослаблением крепления картера. Необходимо внимательно следить за герметичностью картера. При ее нарушении происходит утечка масла, необходимого для предотвращения износа червячной пары. Важно помнить: отсутствие должного техобслуживания рулевого управления может стать причиной аварии с катастрофическими последствиями.