Турбонаддув является одним из самых недорогих вариантов инженерного решения, позволяющий увеличить мощность дизельного двигателя ЯМЗ. Не нужно только путать турбокомпрессоры (ТКР) с механическими нагнетателями (например, G60 на легковых WV Passat). Нагнетатель обычно приводится ремнем и отбирает мощность от мотора с целью увеличения количества атмосферного воздуха, который поступает в цилиндры. ТКР же, в свою очередь, в процессе работы использует энергию отработанных газов. Принцип работы компрессора заключается в следующем: отработанные газы вытесняются из цилиндров поршнями, после чего посредством выпускного коллектора попадают под большим давлением и с большой скоростью в корпус колеса турбины (так называемая «горячая улитка»), тут они приводят во вращение турбину. На валу турбинного колеса закреплено жестко компрессорное колесо.
Оно прокачивает воздух на систему очистки, после чего проводит его через корпус колеса компрессора, где воздух сильно сжимается, к впускному коллектору двигателя. Количество сжимаемого воздуха и давление его сжатия определяются как конструктивным строением конкретного турбокомпрессора, так и режимом работы дизельного двигателя ЯМЗ 238. Как в дизельных, так и в бензиновых моторах генерируемая мощность находится в зависимости от количества сгоревшей внутри цилиндров оптимального состава (соотношение воздух-топливо) топливно-воздушной смеси. Поскольку ТКР увеличивает уровень подачи воздуха в цилиндры движка (в сравнении с атмосферными аналогами того же самого рабочего объема), то становится возможным увеличить соответственно и количество подаваемого в цилиндры топлива, что и приводит к росту мощности коленчатого вала двигателя.
Серийные силовые агрегаты, комплектуемые ТКР, имеют некоторые конструктивные особенности топливной системы, а также других узлов, которые приспособлены для нормальной работы мотора с компрессором. При монтаже ТКР на атмосферный двигатель нужно учитывать возрастание его мощности (необходимо усиление некоторых узлов), а также будет нужна перенастройка топливной системы на подачу больших объемов топлива. Поскольку ТКР работает в довольно тяжелых условиях: высокие температуры отработанных газов (до 1 тыс градусов), большие частоты вращения вала(до 280 тыс об/мин), необходимо, чтобы масло для смазки и охлаждения, забираемое из масляной системы движка, было только чистым и соответствующим требованиям, которые предъявляет изготовитель двигателя.
Обычно после запуска бывает необходимо дать поработать мотору в холостом режиме около 1 минуты. Это необходимо, чтобы давление масла в смазывающей системе поднялось до необходимого рабочего уровня и попало в подшипники ТКР. Перед тем, как выключить двигатель, также нужно дать ему поработать пару-тройку минут в режиме холостого хода, чтобы дать деталям турбокомпрессора остыть.